По словам министра государственного управления Рийны Солман («Отечество»), проведение заседаний горсобрания на иностранных языках является нарушением закона. «Закон об организации местного самоуправления предусматривает использование эстонского языка в качестве языка управления, и горсобрание должно использовать этот язык. Нарвитяне знают об этом требовании. К нашей стране, нашим законам и чиновникам должны относиться серьезно, законы должны соблюдаться», – сказала министр.
В пятницу Солман обратилась к однопартийцу, министру юстиции Лее Данильсон-Ярг, с которой они обсудили возможные решения.
Данильсон-Ярг сказала, что просила чиновников министерства рассмотреть и проанализировать, какие есть возможности для улучшения ситуации. Каким будет решение, министр пока сказать не может, но позиция будет сформирована в Минюсте в течение двух недель.
На прошлой неделе генеральный директор Языкового департамента Ильмар Томуск заявил Postimees, что для решения проблемы необходимо изменить закон, и что в законе о выборах требуется внести пункт об определенном уровне владения языком.
Данильсон-Ярг сказала, что вариант изменения закона обязательно обсудят, но сначала будет проверено, есть ли решение проблемы в рамках уже существующих законов. Она отметила, что если закон будет изменен таким образом, то он должен распространяться и на остальные муниципалитеты.
Председатель «Отечества» Хелир-Вальдор Сеедер согласился с коллегами по партии. По его мнению, вопрос обязательно должен обсуждаться за коалиционным столом, а закон, при необходимости, должен быть изменен.
Председатель социал-демократов Лаури Ляенеметс заявил в воскресенье, что соцдемы готовы выступить за изменение закона в случае необходимости, но сначала ждут результатов анализа Минюста. Он также добавил, что это не решит языковую проблему в Нарве моментально, с ней нужно разбираться более широко. Кроме того, он предложил чиновникам Нарвского горсобрания пройти интенсивный языковой курс по собственной инициативе.
Премьер-министр Кая Каллас (Партия реформ) заявила, что в случае необходимости готова обсудить, должно ли быть в законе отдельное требование о знании языка для кандидатов в горсобрания.