МНЕНИЕ Эстония доказала, что друзья познаются в беде (9)

Фото статьи
Фото: Pilt videost

Недавно я беседовал с украинской беженкой, проживающей в Таллинне уже почти полгода, но пожелавшей остаться инкогнито. Для удобства назову ее Марией.

Сложно сказать, встречал ли я в своей жизни более опустошенного человека. Внешне Мария делает вид, что все в порядке. «Жилье есть, работу найти помогли, ребенок пристроен в садик. Что еще нужно?», – говорит она.

Мы беседуем с ней в кафе в Старом городе. Слушаю ее рассказ и все время думаю, что эта женщина – собирательный образ всех современных украинок, не по своей воле оказавшихся сейчас за границей.

Если коротко, 24 февраля перестала существовать вся прошлая жизнь Марии. Ее дом стерт с лица земли российскими авиабомбами, муж воюет на фронте и связаться с ним, чтобы узнать, жив ли он, с каждым днем все труднее. Ее родители – в приюте для беженцев в Западной Украине. После боевых действий в ее городе со многими друзьями и знакомыми уже несколько месяцев нет связи. Весь пазл, составлявший жизнь 30-летней украинки, распался, как карточный домик. «Дни превратились в серую ленту. Живешь одним днем. Пришло сообщение от мужа, от мамы, я жду сообщений, чтобы услышать: все в порядке. Значит можно уснуть. Завтра новый день».

В Эстонии сейчас уже более 50 тысяч беженцев из Украины. Их уже видно на улицах Нарвы и Таллинна, украинскую речь слышно в торговых центрах и общественном транспорте. Еще никогда война не была так близко, правда? Но сколько их будет еще? Сколько останется здесь? Сколько уедет домой в Украину? Сейчас никто не может дать ответ на эти вопросы. Полномасштабная война разменяла полгода, но все еще идет. Российская военщина все так же стирает с лица земли украинские города и села. Спустя два месяца после окончания осады Мариуполя беженцы оттуда все еще прибывают в Эстонию через Россию или страны Евросоюза.

А что, если война будет длиться год, два, больше? Что тогда? Сколько еще беженцев сможет переварить Эстония, Латвия и другие страны Евросоюза? Напомню, что население Украины – более 40 миллионов человек. Общаясь с беженцами еще весной, в самом начале вторжения, я начал понимать, что адреналин первых дней проходит. А сейчас мне стало уже совершенно очевидно, что для всех приходит осознание реальности – понимание того, что придется играть в долгую.

У многих беженцев в Украине была престижная работа, комфортные условия жизни даже по меркам Европейского Союза. Но сейчас все четко осознали, что обратить время вспять невозможно. И, стиснув зубы, бывшие юристы, преподаватели университетов, предприниматели и другие образованные и уже реализовавшиеся украинцы потянулись на рынки труда Европы, понимая, что не всегда и не сразу найдут работу по своим запросам и амбициям.

Однако есть в украинцах одна черта, которая помогает нам выживать во время любых кризисов, которых в истории Украины было предостаточно. Мы любим и умеем работать. Это свое образная медитация для многих из нас. Об украинских строителях в Эстонии сказано немало. Почти в каждой строительной фирме здесь есть бригады, состоящие преимущественно из украинских рабочих. И это далеко не все.

В Старом городе Таллинна уже много лет работает популярный ресторан «Одесса», собственники которого действительно из Одессы, и даже борщ там создан руками одесских поваров. Старожилы говорят, что если часто ходить в этот ресторан, начнешь говорить по-одесски. Хотя эту гипотезу я лично не проверял.

Есть в украинцах одна черта, которая помогает нам выживать во время любых кризисов. Мы любим и умеем работать.

Профессор права Таллиннского технологического университета Евгений Цыбуленко известен всем, кто интересуется в Эстонии политикой. Его острые комментарии не раз вызывали бурю эмоций в прессе. Но мало кто знает, что он потомок известной военной семьи из Украины. Его отец Николай Цыбуленко был первым генералом в Крыму, который принял украинскую присягу, и первым начальником Одесской академии сухопутных войск, где учился и нынешний главнокомандующий Вооруженных сил Украины Валерий Залужный.

Один из самых известных украинцев Балтии Анатолий Лютюк создал в Таллинне Украинский культурный центр, получивший известность далеко за пределами Европы. Книги, созданные в типографии Лютюка, хранятся в библиотеке Конгресса США. Иностранные студенты едут в Таллинн, чтобы учиться у Анатолия Лютюка древним секретам книгопечатания.

Не менее известен музыкант и лидер фолк-рок группы «Свята Ватра» Руслан Трощинский. Он прекрасно демонстрирует, что украинцы в Эстонии могут не только хорошо строить дома, но и зажигательно исполнять музыку, под которую трудно устоять на месте. При этом Трощинский еще занимается и политикой, и преподаванием.

Зачем я все это, собственно, здесь написал? Я просто хочу, чтобы читатели газеты знали, что может быть где-то рядом с вами проживает свой очередной «день сурка» Мария, Ольга, или Анна из Украины, и у каждой из них своя судьба и своя боль, которой они, как правило, ни с кем не делятся. В Украине бедой не принято делиться. Но мы никогда не забудем ту помощь, которую Эстония одной из первых оказала Украине в самое тяжелое для нее время. Это свидетельство настоящей дружбы народов. И его уже не отменить.

Наверх