Мы не можем точно предсказать, какой будет реакция российского общества на мобилизацию, но мы можем не сомневаться, что уже сейчас эта мобилизация является главной темой для разговора на кухнях в Москве, Петербурге, Новосибирске, Краснодаре, Ростове, Сочи. Больше у населения России отодвигать от себя политику не получится. И Путину придется иметь с этим дело.
- Вчера во многих городах России прошли протестные акции против объявленной Владимиром Путиным частичной мобилизации. Могут ли уличные выступления в РФ набрать заметную силу, проблемную для власти, и если да, то за чей счет: станут ли движущей силой протеста те, кому война не нравилась с самого ее начала, или же те, кому она нравилась по телевизору, но сразу разонравилась, как появился большой шанс попасть на нее самому?
- На мой взгляд, по-настоящему крупных протестов в России не будет. Для этого нет ни конкуренции в политическом поле, ни форм самоорганизации. Путин совершенно сознательно долгое время бил в необходимую для протестов инфраструктуру, то есть в любые формы самоорганизации. Это мог быть и ФБК Навального, и какие-то экологические инициативы.
Можно вспомнить и ситуацию с волонтерским движением, возникшим на фоне наводнения в Крымске. Люди со всей России поехали туда и помогали разгребать завалы, помогали местным жителям. На месте у них появилась идея о том, что можно было бы самоорганизоваться, но Кремль быстро отобрал эту инициативу у людей. Сразу появилось требование к регистрации волонтерской деятельности, позднее было создано прокремлевское Всероссийское движение волонтеров. Возглавившая его Яна Лантратова стала потом депутатом Госдумы от «Единой России». Так что все такие инициативы снизу в России купируются.