/nginx/o/2022/10/04/14875555t1hf8ca.jpg)
В конце августа по странам Балтии пронеслась волна демонтажей советских памятников. В июне премьер-министр Кая Каллас заявляла, что памятники, прославляющие советский режим – а в Эстонии их 148, – должны быть убраны из общественного пространства. Однако вопрос о мемориальном комплексе Маарьямяэ в Таллинне не так однозначен.
Мемориал на горе Маарьямяги представляет собой не только образец советской ландшафтной архитектуры, но и является историческим местом, вокруг которого ведутся дискуссии, связанные с исторической идентичностью и событиями Второй мировой войны.
Наслоения истории
В 1939 году поле и пруд на месте будущего мемориала окружали мызы, рядом был военный аэродром и эстонское летное училище. В годы войны Эстония перешла под контроль другой оккупационной армии, и с 1941 по 1944 год на этом месте действовало военное кладбище, где покоились немцы, а также финны и эстонцы, воевавшие на стороне Германии. Тогда на Маарьямяэ появился первый крест и обелиск с нацистскими символами. В конце войны советская администрация также начала пользоваться этим кладбищем, стирая напоминания о немецком периоде.
Строительство мемориала началось в 1960 году с постройки 35-метрового обелиска, затем в 1975 году были достроены трибуны и церемониальная площадь. Однако мемориал остался незаконченным. Планировалось дополнить его масштабным барельефом и памятными табличками.
Точное число упокоившихся в этой земле неизвестно. В 1990-е было восстановлено немецкое военное кладбище и возведены кресты на братских могилах. Рядом с ними в 2018 году появился мемориал памяти жертв советской власти, при строительстве которого были обнаружены другие захоронения, также получившие свои обозначения. Дискуссии о судьбе советского мемориала продолжались десятилетиями. Год назад власти Таллинна постановили отремонтировать обелиск, однако вторжение России в Украину обусловило новый виток ликвидации символов оккупационной власти СССР, чьи последователи сейчас ведут агрессивную войну.
Ранее русскоязычные эстоноземельцы с большой неприязнью относились к попыткам государства избавиться от символов советской оккупации. Пример тому – Бронзовая ночь, которая показала, что к процедуре демонтажа памятников следует подходить с большей осторожностью. Незавершенность мемориала Маарьямяэ затрудняет решение вопроса о переосмыслении тех фрагментов материальной памяти, которые сейчас представлены на месте восстановленного кладбища и вокруг него. Вместе с тем придание ему черт единого ансамбля – амбициозная задача, ждущая своего адекватного решения.
Самая проблемная часть мемориала – это навязчивые проявления советской идеологии. Может ли художественная ценность скульптур, образующих мемориал (обелиск, ладони над очагом «вечного огня», композиция над входом в церемониальную зону), пересилить нежелательные ассоциации с десятилетиями угнетения? Пока правительство страны и Таллиннская мэрия не могут договориться о том, что делать с мемориалом. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу неоднократно заявлял, что мемориальный комплекс ждет частичный демонтаж или полный снос.
Один вопрос
Какая судьба ждет мемориальный комплекс?
МИХАИЛ КЫЛВАРТ, мэр Таллинна (Центристская партия)
:format(webp)/nginx/o/2022/07/04/14673078t1hedeb.jpg)
Идеологическая составляющая этого ансамбля со временем теряет актуальность, а историческая значимость возрастает. И ее должны определять эксперты, а не политики. Мы по-прежнему готовы финансировать реставрацию комплекса из городской казны. На данный момент работы приостановлены. Но чтобы предотвратить утрату мемориала, его надо хотя бы законсервировать. Мы должны прийти к юридически корректному соглашению с государством, так как мемориал стоит на его земле. Город со своей стороны заинтересован в том, чтобы это было безопасное и доступное для горожан место посещения.
ЭЭРИК-НИЙЛЕС КРОССЬ, историк (Партия реформ)
:format(webp)/nginx/o/2022/09/22/14849530t1hb92b.jpg)
Нужно сначала понять, о чем речь. Сейчас много разговоров о «разных слоях» мемориала. Якобы советский посыл мемориала уже утрачен, обсуждается его художественная ценность. Но ведь Маарьямяэ – это военное кладбище. При сооружении мемориала было уничтожено около тысячи могил. И как минимум тысяча могил все еще там. И среди них более ста могил эстонских солдат и офицеров. Скорее всего, убрать ансамбль нельзя, не нарушая покой погребенных там людей. Решение нужно принимать с учетом Закона о защите воинских захоронений. На могилах не должно быть неуместных конструкций, они должны быть ухожены и надлежащим образом обозначены. Предполагаю, что следует сохранить ландшафтно-архитектурную часть мемориала, убрать советскую военную символику, после чего снабдить территорию информационными щитами.