Сигнал российским элитам и Западу
Украина официально закрыла возможность переговоров с нынешним президентом РФ. 4 октября В. Зеленский издал указ, в котором констатируется «невозможность переговоров с Путиным». Такой была реакция на аннексию РФ украинских территорий. Киев послал четкий сигнал российским элитам: война закончится или военной победой над Россией (то есть, национальным позором РФ), или переговорами, но только после того, как в Кремле сменится президент.
Любопытно, что еще 17 сентября, то есть, до объявления «референдумов» на оккупированных РФ территориях Украины, В. Зеленский в интервью агентству Reuters не исключал возможности переговоров. «Так может случиться, что Крым будет возвращаться дипломатическим путем», - сказал он. Тогда же, советник его Офиса Михаил Подоляк заявил, что «никаких смыслов в переговорном процессе как таковом, и в личной встрече президентов пока абсолютно нет».
То есть, до аннексии дверь в переговорную комнату с Кремлем Киев «пока что» не закрывал. Теперь же, и РФ и Запад поставлены перед фактом невозможности разрешения конфликта дипломатическим путем. При этом те страны, которые склоняли Киев к переговорам с Путиным получили не только ответ на их усилия, но и мотив этого ответа – аннексия. После такого, прекратить военную поддержку Украины, объясняя это немиролюбием Киева, будет сложно даже Германии.
Действительно ли Зеленский допускал возможность переговоров с Кремлем, но изменил свое мнение под воздействием новых обстоятельств? Или это была просто дипломатическая игра? В любом случае, Путин именно сейчас, как никогда, реально заинтересован в переговорах. После неудач на фронте, провала «частичной» мобилизации и, неожиданной для него, твердой реакции Запада на аннексию и ядерный шантаж, ему просто необходим переговорный процесс и перемирие. Ему нужно время, чтоб собрать и подготовить военные резервы, а также, чтоб на Западе успели почувствовать энергетические и продовольственные блага «мира», который он пообещает сделать постоянным сразу после занятия его войсками «аннексированных» территорий. Он все еще надеется на то, что Запад прекратит поддержку Киева ради «мира» и демонстрирует готовность остановиться. Остановиться, но не уйти.