Еще он советует поговорить с друзьями, близкими, разделить свои страхи с кем-то. Это способ почувствовать, что не сходишь с ума, что эти чувства правомерные, они соответствуют ситуации. «И тогда можно опереться даже на чувство страха, растерянности. Сказать себе: да, я растерян - и это нормально. Я ведь никогда раньше не был в такой ситуации. Мы воспитаны в духе железного человека: снаружи блестящие доспехи, а что внутри – показывать не стоит». А это не всегда полезно.
Как жить дальше?
Люди приспособятся и привыкнут, считает Антон Савин: «Все равно люди научатся в этой реальности жить. Так мы устроены, что продолжаем жить в новых условиях, когда понимаем правила игры».
Но один из минусов этих новых условий – маленький горизонт планирования. Он сократился еще в 2020 году, когда из-за пандемии у многих сорвались планы, пропала работа, резко изменилась жизнь. А теперь жизнь стала еще непредсказуемей, а планировать ее – еще сложнее.
Это не смертельно, говорит Савин, но когда планировать удается лишь буквально на неделю вперед, человек скорее выживает, чем живет.
«Мы привыкли иметь не только сиюминутые потребности, но и потребности в самореализации, в отношениях, в принадлежности. А сейчас это все под большим вопросом», – объясняет психотерапевт. Люди срываются и едут в другую страну, бросая учебу и работу, расстаются с близкими, все их планы на жизнь резко меняются.
Мобилизация покушается на основу, без которой нельзя строить жизнь - на безопасность. «Безопасность - это понимание, что я существую, в каком обществе я нахожусь, как выглядит моя жизнь, – говорит Савин. – И эти опоры сейчас шатаются».