В предыдущей баталии за место лидера Консервативной партии бывший финансовый аналитик и министр финансов Риши Сунак занял второе место. Со второй попытки ему удалось победить и стать таким образом первым британским премьером азиатского происхождения, пишет Русская служба Би-би-си.
Риши Сунак: к победе через поражение. Что нужно знать о будущем премьере Британии
Спустя семь недель после поражения в первом в этом году состязании за пост лидера Консервативной партии Риши Сунак смог одержать победу во втором. После того как его единственная остававшаяся соперница в борьбе объявила о выходе из гонки, он оказался единственным ее участником, набравшим требуемые 100 голосов однопартийцев, и соответственно, победителем.
Таким образом Сунак становится лидером партии тори, который по завершении формальных процедур станет первым в истории британским премьер-министром азиатского происхождения.
В августе бывший министр финансов Риши Сунак был одним из фаворитов гонки за место премьер-министра, освободившееся после отставки Бориса Джонсона в июле.
Однако убедить членов Консервативной партии тогда ему не удалось: они поставили на Лиз Трасс – и, как оказалось, ошиблись.
Вторая попытка занять высший пост в стране оказалась удачной, особенно после того, как Джонсон снял свою кандидатуру и соперником Сунака оказалась лишь сравнительно малоизвестная и не очень популярная Пенни Мордонт.
Кто такой Риши Сунак и какой из него может получиться лидер?
Во время летней кампании Сунак сосредоточился главным образом на экономике Великобритании, предлагая планы по ее выводу из кризиса.
Сунак тогда сказал в интервью Би-би-си, что лучше проиграет гонку за лидерство, чем «выиграет с помощью ложных обещаний» – явный намек на снижение налогов, обещанное его соперницей Лиз Трасс.
Трасс в итоге стала премьером, однако ее радикальные предложения по сокращению налогов без указания, где взять на это деньги, вызвали такую панику на рынках, что через месяц их пришлось отозвать.
В итоге попытка стать новой Тэтчер стоила Лиз Трасс премьерского поста.
Риши Сунак никак не комментировал недавние пертурбации на рынках, сказав, что выдвинул свою кандидатуру на пост премьер-министра, чтобы вывести страну из «глубокого экономического кризиса», а также объединить партию тори.
В воскресенье его поддержал «кризисный» министр финансов Джереми Хант, назначенный Лиз Трасс в попытке остановить волнения на рынке. По словам Ханта, Сунак сделает «выбор, необходимый для нашего долговременного процветания».
АНАЛИЗ
Ник Эрдли, главный политический корреспондент
Риши Сунак займет пост премьер-министра в чрезвычайно сложный для экономики момент.
После летней кампании за пост лидера консерваторов, которую он проиграл, мы не слышали от него никаких подробных планов.
Теперь от него будут требовать ясности в отношении того, как он намерен сбалансировать бухгалтерию страны.
Политическое давление в отношении всеобщих выборов тоже никуда не делось. Оппозиционные партии требуют их проведения, а некоторые члены парламента от консерваторов заявили, что считают их необходимыми.
Но через семь недель после проигрыша на выборах лидера консерваторов Риши Сунак получит ключи от Даунинг-стрит.
Папка «Входящие» на его рабочем столе выглядит не только распухшей, но и пугающей.
Сунак стал министром финансов в феврале 2020 года и уже через несколько недель оказался перед необходимостью управлять экономикой Великобритании в условиях начавшейся пандемии и продолжительных локдаунов.
Многим этот непьющий и сравнительно молодой человек – во время первого локдауна ему исполнилось 40 лет – казался надежной и твердой рукой у руля.
Весной 2020 года он пообещал сделать все, что потребуется, чтобы помочь стране пережить пандемию, и объявил о мерах поддержки граждан и бизнеса на общую сумму в 350 млрд фунтов. Его личный рейтинг в опросах резко пошел вверх.
Однако экономику Великобритании по-прежнему штормило. Самого Сунака в июне 2020 года полиция оштрафовала за нарушение правил локдауна на Даунинг-стрит.
В апреле некоторые критики-консерваторы усомнились в том, что миллионер Сунак точно понимает масштабы роста стоимости жизни, с которым столкнулись британцы.
Тогда же финансы Сунака и его семьи оказались в центре общественного внимания – как и налоговые дела его жены Акшаты Мурти, владеющей существенной долей в индийской компании своего отца Infosys и получившей больше 10 млн фунтов в качестве дивидендов в прошлом году.
Ее обвинили в уходе от налогов в Британии под предлогом статуса нерезидента, и, чтобы ослабить политическое давление на мужа, Мурти объявила, что начнет платить налоги в Британии на свои зарубежные доходы.
Лейбористы интересовались, получал ли Сунак когда-либо выгоду от использования «налоговых гаваней».
Газета Independent предположила, что да, получал, ссылаясь на доклад, согласно которому в 2020 году он был внесен в список бенефициаров трастов на Британских Виргинских и Каймановых островах. Представитель Сунака заявил, что он не признает эти утверждения.
Риши Сунак
Возраст: 42 года
Место рождения: Саутгемптон
Место жительства: Лондон и Йоркшир
Образование: Винчестерский колледж, Оксфордский университет, Стэнфордский университет
Семья: Женат на предпринимательнице Акшате Мурти, имеет двух дочерей
Парламентский избирательный округ: Ричмонд (графство Йоркшир)
Родители Сунака, выходцы из Индии, приехали в Великобританию из Восточной Африки.
Он родился в Саутгемптоне в 1980 году, где его отец был терапевтом, а мать владела и управляла аптекой.
Он учился в элитной частной школе Винчестерский колледж, а летом подрабатывал официантом в саутгемптонском ресторанчике. Затем Сунак поступил в Оксфорд для изучения философии, политики и экономики.
Во время обучения по программе MBA в Стэнфордском университете он встретил свою будущую супругу Акшату Мерти, дочь Нараяны Мерти, индийского миллиардера и соучредителя огромной компании ИТ-услуг Infosys.
У супругов две дочери, которых во время предыдущей предвыборной кампании Сунак часто упоминал в контексте изменения климата. Отвечая на вопрос о глобальном потеплении во время теледебатов на Би-би-си, он как-то сказал, что прислушивается к советам своих маленьких дочерей, которые являются экспертами в этом вопросе в его доме.
С 2001 по 2004 год Сунак работал аналитиком в Goldman Sachs, а затем был партнером в двух хедж-фондах.
Он считается одним из самых богатых депутатов парламента, но публично не комментирует свое состояние.
Богатство Сунака и его образование, полученное в престижной частной школе, тоже нередко становились предметом обсуждения.
Ведущая телекомпании Sky News Кей Берли спросила его, как он воспринимает заявления о том, что он слишком богат, чтобы быть премьер-министром. В ответ Сунак напомнил, что инфляция бьет по всем гражданам, и что в отличие от Лиз Трасс его программа на прошлых выборах лидера тори предусматривала в первую очередь помощь малоимущим.
В 2015 году Сунак стал членом парламента от города Ричмонд в Йоркшире и занял неприметную должность в правительстве Терезы Мэй. Ее преемник Борис Джонсон назначил его главным секретарем казначейства.
В феврале 2020 года он был назначен министром финансов и поначалу активно поддерживал Джонсона, но затем подал в отставку, заявив, что считает, что его собственный подход к экономике фундаментально отличается от подхода премьер-министра.
Во время предвыборной кампании Сунак заявил, что был предан Джонсону, но ушел в отставку, потому что его правительство оказалось «по другую сторону» серьезных этических вопросов.
Сунак – сторонник Брексита, и голосовал за выход Великобритании из ЕС. В интервью газете Yorkshire Post он сказал, что, по его мнению, это сделает Великобританию более свободной, справедливой и процветающей.
Еще одной причиной, побудившей его голосовать за Брексит, стала миграция.
«Я считаю, что грамотная иммиграция может принести пользу нашей стране. Но мы должны контролировать наши границы», – говорил он.
Сунак трижды голосовал за проект Терезы Мэй по разводу с ЕС, когда тот выносился на рассмотрение парламента.
Идентичность имеет значение
Сунак принадлежит к поколению потомков иммигрантов, родившихся в Великобритании, но корнями уходящих в другие страны.
По его словам, эта идентичность имеет для него значение.
В интервью Би-би-си в 2019 году Сунак говорил: «Что касается культурного воспитания, я бывал в храме в выходные – я индуист, – но и ходил по субботам на футбол».
В интервью он рассказал, что ему повезло – в детстве он не сталкивался с проявлениями расизма, но был один случай, который он запомнил на всю жизнь.
«Я просто гулял со своими младшим братом и младшей сестрой, я был довольно юн, мне было, наверное, лет пятнадцать, мы были в фастфуд-ресторане, и я просто присматривал за ними. Рядом сидели люди, это был первый раз, когда я с этим столкнулся, они говорили очень неприятные вещи. Слово на букву "П" (жаргонное словечко, обозначающее выходцев из Индостана). И это было болезненно. Я до сих пор это помню. Оно засело в моей памяти. Вас могут оскорбить по-разному».
Однако он добавил, что не может себе представить, чтобы такое произошло в Великобритании сегодня.
«Я полечу в Киев»
«Если я стану премьер-министром, я удвою наши усилия и укреплю нашу политику всемерной поддержки Украины», – обещал Сунак во время летней кампании.
"If I become Prime Minister, I will redouble our efforts and reinforce our policy of total support for Ukraine that Boris has so ably led."https://t.co/mvofksmPYq
— Rishi Sunak (@RishiSunak) July 18, 2022
Sign up 👉 https://t.co/3cXn1rFhca pic.twitter.com/6jwE2MbF0h
«Президент Зеленский, храбрые граждане Украины, не сомневайтесь: что бы ни случилось здесь в ближайшие недели, Соединенное Королевство останется вашим самым сильным союзником», – говорил он.
Сунак пообещал, что его первым зарубежным визитом в качестве премьер-министра будет поездка в Киев.
В День независимости Украины 24 августа Сунак обнародовал в англоязычной газете Kyiv Post свое письмо к народу Украины, в котором обещал, что, что бы ни случилось, Британия останется самым последовательным и сильным союзником Украины.
С самого начала военных действий Сунак, бывший в то время министром финансов, публично выражал поддержку Киеву, признавая при этом, что она недешево обходится британскому бюджету.
Некоторые аналитики, однако, отмечают, что с приближением зимы, ростом цен на энергоносители и общим нездоровьем британской экономики сложно предсказать, как долго продлится эта поддержка и в каких объемах.