Госконтроль обращает внимание, что трудности с оказанием семейной медицинской помощи со временем только обострились. Примерно половина семейных врачей находится в возрасте 60 лет или старше, т.е. они либо уже достигли пенсионного возраста, либо, при желании, могут выйти на пенсию в ближайшее время. По состоянию на декабрь 2020 года в Эстонии было 737 списков семейного врача, из которых 48 не имели постоянного семейного врача. К июню 2022 года число списков без семейного врача (т. е. с замещающим врачом) увеличилось еще на шесть. В 13 списках временное замещение длилось пять или более лет.
Госконтроль рассмотрел 311 конкурсов, организованных для подбора врачей для списков семейных врачей, которые проводились с 2015 года по первую половину 2022 года. В первой половине этого года три четверти конкурсов оказались безуспешными. За весь период конкурсы были успешными менее чем в половине случаев (42%).
Отделение экстренной медицины по-прежнему является тем местом, где урегулируются недостатки других уровней здравоохранения, но это дорого и обременительно для системы. 57% из тех, кто обращается в отделение экстренной медицины, имеют незначительные проблемы со здоровьем. Основная причина этого – неоднородная доступность семейной медицинской помощи.
Существенная нехватка персонала, которая вскоре может значительно обостриться, царит и в сфере психического здоровья. Более половины врачей-психиатров находятся в пенсионном возрасте или достигнут пенсионного возраста в ближайшее время. По данным Института развития здоровья, в 2021 году в Эстонии работало 222 психиатра, в том числе 18 детских и подростковых психиатров. Таким образом, в Эстонии на 100 000 населения приходится примерно 15 психиатров, что явно меньше, чем в странах Северной Европы. Для сравнения, в 2019 году, по данным ОЭСР, количество психиатров на 100 000 населения составляло 26 в Норвегии, 24 в Финляндии, 23 в Швеции, 23 в Литве и 16 в Латвии.