После того, как социальная сеть Twitter перешла под контроль Илона Маска, самого богатого человека в мире и основателя Tesla и SpaceX, в компании начались массовые увольнения. Ранее звучали предположения, что Маск может уволить до половины сотрудников Twitter, пишет Русская служба Би-би-си.
Массовые сокращения в Twitter. Купивший сеть Илон Маск пытается сэкономить и найти новые источники дохода
После того, как социальная сеть Twitter перешла под контроль Илона Маска, самого богатого человека в мире и основателя Tesla и SpaceX, в компании начались массовые увольнения. Ранее звучали предположения, что Маск может уволить до половины сотрудников Twitter – и до конца дня всем, кто работает в компании, предстоит узнать, удалось ли им сохранить рабочие места.
Руководство Twitter разослало работникам электронное письмо, в котором сообщило, что в пятницу компания «пройдет через сложный процесс сокращения числа наших сотрудников по всему», и это необходимо, чтобы «вывести компанию на здоровый путь развития». Там также сказано, что офисы Twitter будут временно закрыты, а действие пропусков приостановлено.
До 16:00 по Гринвичу каждый из 8 тыс. сотрудников Twitter получит электронное письмо с темой «Ваша должность в Twitter», в котором будет сообщено о принятом решении.
Впрочем, некоторые узнали о своей судьбе даже раньше, после того, как экраны их компьютеров внезапно стали серыми. Один из тех, кто до сегодняшнего дня работал в Twitter, рассказал Би-би-си, что вся информация на его рабочем лэптопе начала уничтожаться, хотя никакого имейла он на тот момент еще не получил. «Если вы хотите кого-то оставить на работе, то не будете полностью зачищать его лэптоп», – говорит этот человек.
Многие сотрудники Twitter стали публиковать прощальные сообщения в своей же социальной сети. «Привет всем! Похоже, я стал безработным. Меня только что выгрузили из моего рабочего лэптопа и удалили из Slack [приложение для рабочих чатов]», – написал один из сотрудников британского офиса компании Саймон Балман.
Twitter не сообщает, каким именно будет масштаб увольнений в компании, однако ранее сообщалось, что новые менеджеры могут сократить до половины всех сотрудников.
Одним из первых решений Маска после покупки Twitter стало увольнение практически всех ее руководителей, с которыми он вел трудные переговоры о приобретении социальной сети. Таким образом он сам возглавил компанию, которая теперь стала частной (ее акции больше не торгуются на фондовой бирже).
Трудная судьба сделки
В октябре Маск купил Twitter за 44 млрд долларов – и заявил, что сделал это с целью «помочь человечеству», то есть организовать беспристрастную площадку для цивилизованных дискуссий, где могли бы обмениваться мнениями люди с противоположными взглядами.
Стоимость сделки многие аналитики сочли слишком высокой. О намерении заплатить такую сумму Маск заявил еще в апреле, но уже в июле передумал. Он объяснил это тем, что Twitter не предоставил ему подробной информации о фейковых аккаунтах на платформе – по некоторым оценкам, их может быть до 20% от общего объема. Кроме того, с апреля акции Twitter несколько упали в цене.
Социальная сеть подала против Маска судебный иск, пытаясь заставить его выполнить свое обещание и завершить сделку, и основатель Tesla и SpaceX сделал это за несколько недель до запланированного начала судебного процесса.
Twitter постоянно терпит убытки: за всю историю существования социальная сеть закончила с прибылью только два года (2018-й и 2019-й), а по итогам 2021-го потеряла 411 млн долларов. Число пользователей сети остается относительно стабильным и составляет около 300 млн в месяц.
Теперь Маск пытается найти для Twitter новые источники дохода – и пути сокращения расходов. Массовые увольнения, позволяющие меньше тратить на зарплату, – вторая часть этого уравнения, но новый владелец уже обозначил некоторые свои намерения и в отношении первой.
В частности, Маск писал, что хочет установить плату за верифицированные аккаунты (то есть имеющие голубую «галочку» рядом с именем пользователя). Вначале американская пресса сообщила, что размер такой планы может составить 20 долларов в месяц, но эти намерения начали массово критиковать пользователи сети.
В числе критиков оказался и американский писатель Стивен Кинг, который 31 октября написал в своем «Твиттере»: «20 долларов, чтобы у меня осталась »голубая галочка«? Да нахрен это нужно, пусть они мне платят». Вскоре под этим твитом появился ответ Маска: «Нам нужно как-то оплачивать счета. Twitter не может рассчитывать только на рекламодателей. Как насчет 8 долларов?». «Я объясню свою логику подробнее до того, как это будет введено, – добавил он. – Это единственный способ победить ботов и троллей».
Риски
Ожидается, что Илон Маск кардинально реформирует Twitter, однако эксперты считают, что с этим связаны серьезные риски.
Гарет Эдвардс, который комментирует вопросы современных технологий, в интервью Би-би-си назвал две основных проблемы, связанные с первыми решениями нового владельца компании.
Во-первых, по его мнению, массовые увольнения угрожают самим технологиям, которые обеспечивают работу Twitter. По его словам, сеть как технологический продукт «на самом деле хорошо выстроена и очень надежна», а уходящие сотрудники могли «играть в этом важнейшую роль».
Во-вторых, резкое сокращение числа сотрудников в течение одного дня может подорвать доверие к сети – как самих работников, так и пользователей. «Социальные сети почти полностью зависят от доверия – так же как работа девелоперов, особенно на конкурентных рынках труда, – считает Эдвардс. – И когда на ваших глазах происходит нечто подобное, у вас уже не будет особой мотивации работать в такой компании. А пользователи будут переживать, как на них могут отразиться грядущие изменения».
Хотя пока неясно, как именно решения Маска повлияют на работу компании, у него есть репутация менеджера, принимающего резкие и безжалостные решения в отношении сотрудников.
Американские СМИ сообщают, что некоторым в компании уже приходится работать намного дольше обычного, чтобы удовлетворить ожидания нового владельца.
В мае Маск заявил, что его требования в отношении рабочей этики будут «экстремальными», однако не такими высокими, как он предъявляет к самому себе.