История, рассказанная на страницах «Виру Проспекта» 1 февраля этого года, получила неожиданное продолжение.
Скандал в Нарве: детсад обвиняет мать неадекватном поведении по отношению к ребенку
Напомним вкратце ее суть. Нарвитянка Ирина (имена участников истории были изменены) взяла в свою семью из детского дома трехлетнюю девочку, и сейчас они с мужем оформляют документы на ее удочерение. У девочки есть некоторые проблемы со здоровьем и некоторые особенности в поведении. Например, она пока ходит в памперсах, может шумно себя вести, плохо разговаривает, сложно засыпает...Но все это, как говорится, дело наживное и поддается коррекции.
Ирина отвела девочку в детский сад, предупредив воспитателей об особенностях ребенка. Но буквально на второй день одна из воспитательниц детского сада заявила матери, рано утром приведшей ребенка: «А я не могу взять вашего ребенка в группу! Она у вас в памперсах, она у вас кричит. Это ваш ребенок, ваши проблемы, вот и решайте...». После разговора с заведующей детским садом Ирина решила забрать свою девочку из этого дошкольного учреждения совсем и определила малышку в другой детский сад. Куда девочка и ходит сейчас.
Никаких претензий Ирина ни к кому не предъявляла. По ее словам, ей было «просто очень обидно» из-за всей этой истории, ее ранило отношение воспитательницы к ребенку, жизнь которого с рождения протекала в детских домах. По просьбе Ирины мы даже не стали указывать название детского сада, имена его сотрудников, надеясь, что произошедшее станет предметом для разговора внутри коллектива. Об этом, кстати, сказала в разговоре с вашим корреспондентом и заведующая детсадом.
Однако через две недели после выхода газеты Ирину пригласили в департамент социальной помощи и познакомили с заявлением педагогов детского сада, откуда ушла Ирина с дочкой, в котором они обвиняют женщину в «неадекватном поведении по отношению к своему ребенку». Например, пишут, что ребенок на прогулке не ходит, а ползает (что, по словам Ирины, не является правдой), что не знает элементарных гигиенических навыков, что не может нормально засыпать (такая проблема действительно была, но сейчас, по словам матери, она сходит на нет), что ребенок называет всех «мамами» (непонятно, как это может мешать посещению детского сада?!), что ребенок не разговаривает (но успешно этому учится!), что от ребенка идет неприятный запах (естественно, если несвоевременно менять памперсы в течение дня)...
Ирина не скрывает своего возмущенного удивления. «За 2,5 дня, что мой ребенок ходил в детский сад, я общалась только с одним учителем группы и воспитателем вечерней группы, а также имела беседу с заведующей. Как еще несколько учителей, подписавших заявление, смогли сделать выводы, изложенные в нем, если я их вообще не видела?! (А вот фамилии заведующей садом, кстати, под письмом почему-то не стоит...) Фраза „Мы, учителя д/с обеспокоены судьбой этого ребенка, т.к. считаем, что мать ведет себя неадекватно по отношению к своему ребенку» у меня вызывает достаточно много вопросов. Чем именно обеспокоены данные учителя? В чем заключается моя неадекватность по отношению к ребенку? Как учителя за неполные 3 дня смогли сделать такие далеко идущие выводы?», - недоумевает Ирина.
Ирина подчеркивает, что при оформлении документов на опеку она прошла соответствующее медицинское освидетельствование, и врачами-специалистами установлено, что она физически здорова и может быть опекуном. Имеются ли в означенном детском саду, спрашивает с сарказмом Ирина, соответствующие специалисты в области психиатрии, которые за один день смогли установить диагноз «неадекватное поведение»?
«Такое поведение педагогического персонала меня шокирует, - говорит Ирина, сама педагог по образованию и по профессии. - Во всем этом я вижу только одно: и руководство, и воспитатели не желают иметь в детском саду ребенка с проблемами».
«А мне казалось, это само собой разумеется: если ребенок из детского дома обрел семью, это хорошо. Уж если не помогаете, так хоть не мешайте», - добавила .
Ирина всерьез подумывает о том, чтобы обратиться в суд и привлечь педагогов детского сада, подписавших заявление, направленное в департамент, к ответственности за клевету и необоснованные обвинения в ее адрес, а также причинение ей морального вреда. Во всяком случае, к адвокату она уже обратилась.
Инспектор охраны детства департамента социальной помощи НГУ Сергей Лахманов признался, что заявление подобного рода в ее практике первое «Не совсем понятна суть претензий педагогов детского сада. А главное, подписавшие заявление почему-то не учитывают, что адресуют свои обвинения в адрес попечителя, в семье которого достаточно проблемный ребенок проживает всего лишь один месяц. Как у инспектора охраны детства у меня нет никаких претензий к попечителю. На мой взгляд, у педагогического коллектива произошло недопонимание ситуации в целом, в том числе эмоционального состояния приемной матери. В любом случае, людей, которые решаются взять в свою семью ребенка из детского дома, тем более ребенка с какими-то проблемами здоровья, социальная служба приветствует и всячески поддерживает. И кто, как не профессиональные педагоги, должны это понимать в первую очередь», - сказала она.