Я закончила в 1997 году русскую школу и, по сути, после этого начала полноценно учить эстонский язык. За 11 лет в школе можно и китайским свободно овладеть, если хочешь учиться. Насколько изменилась ситуация к 2022 году? Можем ли мы назвать продуманной и эффективной нынешнюю систему изучения эстонского языка в школе с русским языком обучения?
Стратегия провала
Ответ очевиден, если посмотреть на статистику, согласно которой лишь 30% выпускников девятого класса сдают экзамен на категорию В2. Наше государство не сильно напрягалось, а скорее всего, просто не ставило перед собой цель, чтобы все молодые люди Эстонии владели бы эстонским языком в совершенстве. В русских школах условия минимальны – с нехваткой педагогов, учебных часов, разрозненными методиками. Обучаясь в школе, молодые люди выучивают эстонский язык не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Уже за первые пять лет независимости можно было сделать план-стратегию, посчитав, сколько учителей эстонского языка для школ с русским языком обучения нужно подготовить, взять на вооружение эффективные методики (благо в Эстонии есть ученые-лингвисты), увеличить количество часов. А затем просто следовать этому плану, наращивая темпы изучения эстонского в русских школах. План дорогостоящий, но логичный, как таблица умножения. Но гораздо проще и дешевле повторять, что «русские сами не хотят учить эстонский». Для этого и делать ничего не надо.
Более того, министр образования Тынис Лукас до сих пор не ответил, почему нужно отказываться от одной из немногих работающих методик – языкового погружения.