– Сравнивать можно что угодно, но моя картина, хотя она тоже про таксиста, не такой мощности, к сожалению, более простая история, на уровне чувств, а «Таксист» Скорсезе все-таки сказал что-то новое в кинематографе. Я как бы пока что нового не сказал.
– Что для вас важнее: высказать в картине свою позицию, свое отношение к жизни, или добиться того, чтобы зритель понял и принял картину?
– Думаю, что такая альтернативна иллюзорна. Я всегда ищу способ сказать то, что я хочу высказать, и чтобы мое послание было понятно зрителю. Не пытаюсь подстроить тему или мессидж под зрителя, но и не могу принять такую позицию: «Я снимаю так, как хочу, потому что я большой художник. А если вы не поняли мое кино, то дураки». Не нравится мне подобный снобизм и авторское самолюбование.
«Ленька, давай снимем про клонов Гитлера»
– Я понял, какова ваша авторская позиция, по «Адольфу», и она мне очень близка. Расскажите, как возникла идея картины.
– У меня есть друг, Митька Малинский, Митька Малинский, он из Риги, мы вместе учились на факультете кинематографии и ТВ Тель-Авивского университета кино, вместе начали писать сценарий. Потом он ушел в другие проекты, а я дописывал сам. Но в целом это наш совместный проект.
А началось с того, что я вернулся из Бразилии, с фестиваля, Митя пришел ко мне, я ему рассказываю про Бразилию, и вдруг он предлагает: «Ленька, давай снимем фильм про клонов Гитлера в Бразилии, про то, как нацисты сбежали туда и строят четвертый рейх». Мне это было чуждо, я про Гитлера не стал бы вообще снимать, как персонаж он меня не интересовал. Но потом я стал обдумывать эту идею, вспомнил бабушку свою, и через нее – вообще судьбы тех евреев, кто чудом выжил в Холокосте, и на всю жизнь у них осталась глубокая психологическая травма; это выражалось в неприязни к немцам, к немецкой речи. И возник сюжет про человека, у которого развивается рецессивная паранойя и он уверен, что его сосед – самый страшный враг. Я позвонил другу и сказал: «Митька, твоя идея меня задела, но давай сделаем вот так: не про Гитлера, а про человека, который думает, что его сосед Гитлер!» 12 лет писали сценарий!