Профсоюзы довольны началом акции

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Учителя Таллиннского французского лицея Карин Липпус (слева направо), Лийз Рейер и Руть-Катрин Равелл вчера на перемене делали плакаты, которые будут вывешены сегодня на двери школы. Сегодня занятий в лицее не будет.
Учителя Таллиннского французского лицея Карин Липпус (слева направо), Лийз Рейер и Руть-Катрин Равелл вчера на перемене делали плакаты, которые будут вывешены сегодня на двери школы. Сегодня занятий в лицее не будет. Фото: Лийс Трейманн

Сколько забастовок на этой неделе ожидается в Эстонии? Кто и против кого будет протестовать? И что должно измениться, чтобы можно было спокойно жить дальше? Или же впереди новые акции протеста?

В отношении учителей все понятно — они просят прибавки к зарплате, и их проф­союзный лидер Свен Рондик уже вчера с удовлетворением отметил, что садиться за стол переговоров по поводу размера зарплат в будущем году можно уже с гораздо большей уверенностью. То есть половины требуемого добились еще до начала собст­венно забастовки.

Центральный союз проф­союзов посредством входящих в него организаций бас­тует против отсутствия диалога с правительством. Глава ЦСПЭ Харри Талига не скрывал победной радости от того, что не слишком активное и малочисленное профсоюзное движение сумело осущест­вить небывалую по своему масштабу акцию.

Внесли замешательство
Талига был полон уверенности: «Я более чем убежден, что через несколько лет забастовки будут обычным делом. Профсоюзы должны подумать о наращивании мощи своих акций, и это наша цель. Если мы хотим лучшей жизни и более высокой оплаты своего труда, то никто не поднесет нам их на блюдечке, за это надо бороться».

Многолетний лидер профсоюза Нарвской элект­ростанции Владимир Алексеев сформулировал свою позицию еще более решительно: «Мы не отступим. Или мы добьемся от правительства изменения социальной политики, или будем готовы пойти на гражданское неповиновение, как в Греции».

К бастующим в определенном смысле присоединились власти столицы, внеся тем самым замешательство. Вопрос: кто остановит завтра в столице движение автобусов и трамваев — профсоюз или же сам Таллинн, который платит зарплату водителям автобусов и трамваев?

Мэр города Эдгар Сависаар воспользовался риторикой наиболее радикальных деятелей профсоюзных организаций: «Кратковременная забастовка — не последний шанс для выражения народного протеста. Это только начало!».

«Местная власть не является профсоюзом. Раньше никто никогда не слышал о забастовке местного само­управления», — рассуждает аналитик по вопросам трудовых отношений Эпп Калласте.

«Таллиннская гор­управа поддерживает забастовку, в это же время бастуют воспитатели детсадов, которым зарплату платит все тот же город. Требуют повышения минимальной ставки оплаты труда, но ведь закон и сейчас не запрещает местному самоуправлению платить больше минимальной зарплаты», — отметила Калласте еще одну странность.
«У нас тут сразу несколько забастовок, и уже не понять, что происходит», — полагает профессор психологии труда ТлУ Маре Тейхманн.

«По какой-то причине тех, кто желает присоединиться к забастовке, оказалось неожиданно много, — размышляет профессор и приходит к важному выводу: — Нам как гражданам не хватает, чтобы кто-то объяснил на понятном языке, зачем, например, нам надо платить деньги грекам, каким образом моя жизнь и жизнь моих детей от этого станет лучше».

Опасность провокаций
Профсоюзам Эстонии, в которых состоят 5% трудоспособного населения Эстонии, никогда не удавалось за столом переговоров с правительством и работодателями поставить себя так, чтобы их воспринимали всерьез. Среди прочего об этом говорит частое игнорирование требований профсоюзов.

Недавно в рамках общеевропейского исследования Maрe Teйхманн занималась исследованием профсоюзов Эстонии. «Исследование показывает, что эстонские проф­союзы отличаются радикальными лозунгами и непониманием того, что за последние десять лет характер труда, образование трудящихся и трудовые отношения кардинально изменились», — считает Тейхманн.

«Может быть, в понедельник мы скажем, что вот, мол, бедные учителя, их обоснованные требования кто-то использовал в каких-то своих целях, — сказала Тейхманн. — Есть же желающие устроить переворот в стране, которые посчитают, что сейчас как раз удобный момент для этого».

Талига подтвердил, что они думали о возможных провокациях, и КаПо их об этом предупреждала. «Планируя свои акции, мы настаи­вали на том, что следует исключить всяческие провокации. Наша задача — действовать так, чтобы возможные провокаторы не смогли помешать нашим акциям и навредить обществу в целом», — заявил глава проф­союзов Эстонии.

Ключевые слова

Наверх