Профессор Таллиннского университета Марек Тамм и профессор Эстонской художественной академии Криста Кодрес высказались резко против, указав, что такого рода постройки – будь то известное сталинское здание на Тарту маантеэ в Таллинне или дом культуры в центре Кохтла-Ярве – являются памятниками своего времени и принадлежат не к политике, а к истории и искусству. Позиция ученых ясна и происходит из их исследовательского интереса к объекту спора.
Министр юстиции же говорит, что это вопрос национальной безопасности. Видимо, она имеет в виду, что широко демонстрируемая в общественном пространстве символика тоталитарного СССР наслаивается на трагедию войны в Украине. Это полностью выбивается из ценностной ориентации эстонского государства (которое в 1940 году было уничтожено Советским Союзом) и подогревает тем самым имперские настроения.
Наверное, такая логика имеет право на существование. Но выглядит она все же довольно метафизично. Сложно себе представить, что кто-то вдохновится советским гербом на крыше Русского культурного центра в Таллинне настолько, что начнет действовать в целях водружения этого символа на замке Тоомпеа. Мы имеем дело с рудиментами эпохи, которые могут подпитывать ностальгию у тех, кто предпочитает игнорировать все тяготы, несправедливость и изолированность советского общества, вспоминая лишь свою молодость.
Вопросы государственной безопасности лежат несколько в иной плоскости. С ними напрямую связаны проблемы сферы образования – получат ли дети из русскоязычных семей по результатам обучения в школе хороший эстонский язык, опыт общения и сотрудничества с эстонцами или, как это часто бывает сейчас, подойдут к совершеннолетию со слабым пониманием того, как чего-то достичь в своей стране. Отчужденность от тем и смыслов, которые питают общественную жизнь в Эстонии, а также склонность к отчасти циничной апатии с примесью тотального недоверия – вот настоящий вопрос безопасности, о решениях которого хотелось бы почаще слышать от членов правительства.