Эстонское общество всегда отличалось фрагментацией избирателей. У людей был хороший выбор между либералами, национально-ориентированными партиями, сторонниками социальной справедливости и защитниками русской школы. Но нынешняя избирательная кампания проходит в особых условиях – в Украине идет война, в Эстонии, как и по всему миру, наблюдаются признаки рецессии. С одной стороны, это привело к повышенному накалу политических страстей, с другой – сузило диапазон выбора. Так, 8 ноября этого года американцы выбирали не между демократами и республиканцами, а между инфляцией и абортами. Думаю, и в Эстонии в марте следующего года выборы будут не между партиями, а между Западом и Востоком.
Практически все партии Эстонии, кроме консерваторов, консолидировались вокруг идеи европейской солидарности и поддержки Украины в борьбе с путинским режимом. Центристская партия растеряла поддержку русскоязычного электората именно потому, что заменила свою восточную политику на прозападную.
Конечно, поддержка Украины отвечает ценностям европейской цивилизации, идеалам гуманизма и свободы. Одновременно это также инвестиционный проект, обещающий приличные дивиденды от расширения европейского экономического пространства после присоединения Украины к ЕС. Но такой бизнес имеет особые риски и длинные сроки реализации. Он может принести хороший доход, но нескоро. А вот бремя военных расходов правительство Эстонии уже возложило на народ. С людьми никто не посоветовался.
Никто не спросил: а вы готовы платить за свободу Украины? Общество поставили перед фактом. И общество разделилось на тех, кто «за», и тех, кто «против». Противников продолжения военных действий в Украине до окончательной победы над Россией гораздо больше, чем принято считать. Просто в стране, где на каждом шагу висят флаги Украины, лучше молчать, чем вслух желать Киеву капитуляции.