С другой – совершенно непонятно, почему некоторые вещи нашими оппонентами критикуются (и подчас заслуженно), тогда как другие – напрочь замалчиваются. Возможно, дело в предвыборной спешке, но поскольку лично я никуда не баллотируюсь, то и хотелось бы спокойно разобраться с тем, кто что обещает и что после этого делается.
Говоря об образовании и его реформе, любимый аргумент социал-демократов – это то, что якобы уже давно центристы и реформисты этот вопрос решили и даже записали в коалиционный договор. Обратимся к первоисточнику, то есть к тексту договора: «Мы запустим эстоноязычную образовательную программу, чтобы у всех была возможность участвовать в общественной и трудовой жизни и продолжать обучение на следующей образовательной ступени. Мы выделим необходимое финансирование детским садам и школам, который позволит организовать учебный процесс на эстонском языке, обеспечивая качественное образование. Мы привлечем дополнительных учителей с соответствующей квалификацией в учебные заведения».
Где здесь про перевод школ и детских садов на эстонский языка? Да, можно жонглировать словами и сказать, что на самом деле смысл сказанного был другой и кто-то понял по своему. Посмотрим тогда на то, что было сделано. Что, как говориться, имеем в сухом остатке – пока центристы были в правительстве никакого перевода образования не было. Это факт.
Следующее правительство, с участием социал-демократов, лихо взялось за переход под лозунгом «пятилетку за две недели», то есть не учитывая ни отсутствие методик, ни педагогов, ни, в конце концов, денег. Кстати, один из лидеров социал-демократов в Рийгикогу Эдуард Одинец полностью был согласен с тем, что к переходу ничего не готово и нет даже ресурсов для этих реформ. Беда только в том, что это было в 2021 году, тогда как в 2022 все тот же Одинец заявил: «Есть учителя! Они работают и востребованы. Есть методики! Отношусь к переводу на эстонский довольно оптимистично». Оптимизма оказалось столько, что социал-демократы не поддержали идею центристов прекратить рассмотрение парламентом законопроекта о переводе всего образования на эстонский язык.