Как создать среду, в которой люди были бы мотивированы экологически сознательное поведение?

Keskkonnaministeerium
Copy
Фото: Shutterstock

Как добиться того, чтобы люди в любой ситуации как на работе, дома, так и на отдыхе, отождествляли себя с природой? Из результатов исследования экологической осведомленности населения Эстонии, проведенного в 2022 году, выяснилось, что наиболее осведомленной и экологически сознательной возрастной группой являются люди в возрасте от 15 до 29 лет. Но как повысить осведомленность остальных? Как их мотивировать?

«В первую очередь можно спросить, возможна ли вообще ситуация, когда абсолютно все люди экологически сознательны? Думаю, да, поскольку экологическая сознательность не должна отличаться от других знаний или этических принципов, которые люди постепенно усваивают, будь то гигиена или права человека», – говорит педагогический и экологический психолог и научный сотрудник Таллиннского университета Грете Арро. – «Нужно также учитывать, что экологическое сознание не является неизменной величиной. Поскольку наши знания постоянно пополняются, меняется и поведение, считающееся экологической сознательностью, и то, что вчера еще казалось значительным изменением, сегодня уже воспринимается как нечто элементарное, как, например, сортировка мусора или исключение из обращения одноразовых изделий. И экологически сознательным поведением со значительным эффектом может стать, например, радикальное сокращение потребления».

По ее словам, экологически сознательное поведение предполагает, что человек сам должен осознавать ценность и необходимость такого поведения, а не действовать по чьей-то указке. В противном случае это поведение не будет последовательным. Это означает, что без осознания того, какой эффект вызывает ваше поведение, вы не сможете его ценить.

«Но зачем нужно хотеть, чтобы люди сами мотивировали себя на экологически сознательное поведение? Это было бы экономически выгодно, поскольку ими не нужно постоянно руководить и подталкивать», – говорит Арро. – «В идеале уже в школе нужно получать такие базовые знания о мире – экосистемах, ресурсах, планетарных границах и прочем, которые помогали бы самостоятельно принимать гибкие экологически сознательные решения в постоянно меняющемся мире».

Пока этого не будет, нужно будет находить в людях полезную мотивацию для сохранения окружающей среды. «Поначалу экологически сознательное поведение может требовать, к примеру, усилий, сдерживания импульсов, планирования или отказа от удовольствий. Как правило, без какой-то причины мы не предпринимаем действий, которые требуют от нас дополнительных усилий или ограничивают нас в чем-то. Однако мы добровольно прилагаем такие усилия, если они, с нашей собственной точки зрения, по какой-то причине ценны, разумны, полезны, имеют смысл. При этом осмысленность или ценность могут означать разные вещи – желание сохранить жизненную среду для последующих поколений или сохранить места обитания других видов», – объясняет Арро. – «Иными словами, мне самому приятно, когда своими действиями я сохранил ресурсы или предотвратил страдания других людей».

Проблема в том, как прийти к таким ценностям. Мы получаем хорошее образование, но в то же время не всегда современные способы обучения и коммуникации помогают людям сформировать правильное понимание сложных явлений. Для того чтобы какое-то непосредственно не воспринимаемое знание, например, понимание климата, стало частью реального мира человека, по словам Арро, необходима его собственная мыслительная деятельность и стремление собрать в единое целое все свои прежние знания. «Именно замечая пробелы в своих знаниях, человек хочет их восполнить, то есть получить новые знания, и вот здесь уместны сведения, которыми делятся эксперты и которые помогают ему лучше понять окружающий мир. Мой вопрос заключается в следующем: возможно ли в отношении темы окружающей среды вести такой диалог, при котором мы в первую очередь не даем ответов, а задаем активизирующие вопросы, которые позволяют разобраться в своих незнаниях?»

«И если научное знание, принятое в активном диалоге, корректно, то рано или поздно человек видит в этой модели и самого себя вместе со своим многогранным воздействием на окружающую среду», – констатирует Арро. – «В реальном мире человек всегда является частью природных систем, а не внешним наблюдателем».

Забота о природе – не только для фриков

Эколог Михкель Кангур замечает, что создание среды, в которой люди ведут себя экологически сознательно, с одной стороны, может показаться сложным, но с другой – вполне естественным. «Для начала нам нужно очень хорошее образование. У нас не хватает навыков для того, чтобы понимать сложные комплексные системы, видеть вокруг себя невидимое и находить связь. Это важно не только для понимания природы, это необходимо для того, чтобы принимать любой сложный вызов, который посылает нам жизнь. Люди, являющиеся экспертами в какой-то области и умеющие оперировать сложными концепциями, лучше понимают проблемы и других областей».

Вторым моментом, по словам Кангура, может быть возможность получать положительные эмоции от природы. «Чтобы природа окружала нас повсюду – как в городе, так и за его пределами».

На основе хороших знаний и эмоций может происходить формирование бережного отношения к окружающей среде, культуры, общественного согласия. То есть экологически сознательное поведение – это не поведение отдельных фриков, это нормально и естественно. Здесь, по словам Кангура, довольно большое значение имеет медийное пространство, например, как мы относимся к природе – только как к источнику сырья или же пытаемся выделить компонент самоценности природы? «Эти пункты могли бы поддерживать формирование в человеке свободной воли, желания, кайфа от того, что он бережно относится к природе. И в то же время ответную реакцию на враждебное по отношению к природе поведение. Все мы, не колеблясь, моем руки перед едой, и делаем это даже тогда, когда нас никто не видит. То же самое должно быть с бережным отношением к природе», – приводит он пример.

Кангур добавляет, что у людей должно быть как можно меньше препятствий для экологически сознательного поведения. Здесь могут многое сделать как те, кто принимает необходимые решения, так и предприниматели. Можно ли у нас с комфортом передвигаться, не пользуясь автомобилем? Можем ли мы избежать чрезмерного использования упаковок? Обычный человек не должен знать, какие возможности есть у производителей, чтобы предлагать экологичные продукты и услуги. Мы могли бы просто довериться тому, что нам предлагают только полезные и безопасные для окружающей среды услуги и продукты!

Готовы ли вы ради природы отказаться от ожидаемого экономического роста?

Этот вопрос задавался участникам исследования экологической осведомленности населения Эстонии, проводившегося в 2022 году. И, возможно, для кого-то это стало сюрпризом, но среди тех, кто высказал свою точку зрения, было больше тех, кто готов-таки отказаться. В то же время двадцать процентов респондентов оставили этот вопрос без ответа. Из исследования также выяснилось, что более двух третьих населения Эстонии считают, что производство и потребление необходимо сократить, в том числе потребление электричества.

В связи с этим советник по экологической сознательности Министерства окружающей среды Аста Туусти поднимает тему того, что политики должны учитывать, чего в действительности хочет народ. «У нас есть несколько примеров того, что люди готовы вести себя более экологически сознательно, но те, кто принимает соответствующие решения, никак не содействуют этому. К примеру, до сих пор не перенята директива об одноразовом пластике, хотя ответственные производители и большинство потребителей к этому готовы. Приветствуется смелое заявление премьер-министра, что одним из решений энергетического кризиса является сокращение потребления».

В процессе составления плана развития для документа стратегического развития в сфере окружающей среды Эстонии (KEVAD) выяснилось, по словам Туусти, что первичной проблемой при переходе к экологически сознательному обществу является ожидание вечного экономического роста. «От этой догмы не хотят отказываться, хотя просто речь идет об экономической модели, из-за которой мы еще во второй половине прошлого столетия превысили пределы рационального природопользования. Изнанкой нашего расточительного потребления является уничтожение разнообразия природы, климатические изменения и загрязнение окружающей среды – глобальные экологические проблемы, решение которых – вопрос не только благополучия, но и выживания».

Он утверждает, что, согласно исследованию, 71% респондентов хотят вести себя более экологически сознательно. Но к сожалению, исследование показало и то, что часто люди считают, что экологически сознательное поведение – это дорого, не понимая, что для экологии полезнее потреблять меньше, и это же выгоднее для кошелька. Здесь очень важно, чтобы общество в целом перестало тратить, производило и потребляло меньше, было более экологически сознательным, чтобы обеспечить жизнеспособность окружающей среды, социальную справедливость и благополучие. В этом и заключается цель зеленого перехода.

В середине ноября численность населения Земли превысила 8 миллиардов человек. Все мы имеем право на чистую жизненную среду, блага природы, без которых не может существовать ни экономика, ни культура. Для выхода из экологического кризиса глобальное сообщество должно решить проблемы трех типов: технологические, политические и проблемы национального самосознания (Ю. Н. Харари «21 урок для XXI века». 2020). По словам Туусти, использования технологий, ориентированных на бережное отношение к окружающей среде, недостаточно, если отсутствуют политические договоренности о том, какие меры принимать для движения в направлении более устойчивого и справедливого общества. «Одна страна или один народ не могут решить проблемы глобального масштаба, поэтому следует понимать, что и решения должны быть глобальными и что они требуют международного сотрудничества – мы все одна цивилизация и у нас общая судьба на космическом корабле под названием Земля!»

Министерство окружающей среды инициировало составление документа стратегического развития (KEVAD) с целью создания единой для разных сфер программы развития и разработки необходимых для этого мер и действий. Одна из подцелей KEVAD заключается в том, чтобы сохранить природу и биоразнообразие Эстонии и чтобы экономика и землепользование соответствовали необходимости поддерживать разнообразие природы. Программа развития говорит о том, что каждый человек в любой ситуации должен проявлять экологическую сознательность.

Copy
Наверх