Cообщи

Громкий скандал в Латвии «Ой, кажется, "Дождь" закрывается» (4)

Журналист Алексей Коростылев, министр обороны Артис Пабрикс, главный редактор телеканала "Дождь" Тихон Дзядко.
Журналист Алексей Коростылев, министр обороны Артис Пабрикс, главный редактор телеканала "Дождь" Тихон Дзядко. Фото: TVNET kolāža

Конец рабочей недели ознаменовался громким скандалом – телеканал «Дождь» нарушил правила, был оштрафован на 10 тысяч евро и сразу же попал под проверку за еще одну очень сомнительную формулировку. «Пособники Кремля!» – вскричали те, кто давно таил эту мысль. «Цензура!» – присоединились любители критиковать власть по любому поводу. «Ни то, ни другое», – робко возражу я. Что не отменяет того факта, что по метафорическим граблям радостно прошлись все участники процесса, пишет журналист латвийского издания Rus.TVNET Артем Липин.

Подробную хронологию описывать не буду, если вы вдруг пропустили главное событие начала декабря – можно прочитать всю цепочку событий.

Я же хочу рассмотреть произошедшее сразу с трех точек зрения.

Про журналиста

Алексей Коростелев работал на «Дожде» восемь лет. Я не могу назвать себя постоянным зрителем телеканала, но то, что я видел от Коростылева, мне нравилось. Причем работал он не только на «Дожде», вот его классный сюжет о футбольных фанатах для YouTube-канала «Редакция».

Но это не отменяет того факта, что Коростылев ошибся. И очень сильно.

Разумеется, все те, кто ждал ошибки от «Дождя» (о них подробнее будет ниже), сделали стойку на то, что «вот и проговорились, притворялись хорошими, а на самом деле за Путина все там».

Те же, кто за «Дождем» следит давно, встали в ровно противоположную позицию. Все, кто достаточно долго работал в прямом эфире, ошибались. Иногда путались факты, иногда даже имена и должности. И иногда, заполняя пустоту, ты можешь все что угодно.

Лично мое мнение – странно подозревать единственный уцелевший российский оппозиционный телеканал в спонсировании российской армии. И уж тем более Коростылева, который, например, какое-то время вел прекрасную передачу Fake News, где забавно комментировал настоящую и страшную российскую пропаганду, приводя в ответ факты и проверенную информацию.

Разумеется, слов нет, это очень и очень плохая формулировка. Но на основе одной ошибки делать далеко идущие выводы, которые противоречат многолетней истории телеканала – совсем не рационально.

«Но как можно объяснить такую ошибку?». Да очень просто. Главред «Дождя» Тихон Дзядко все объяснил.

«Дождь» не спонсировал и не спонсирует российскую армию. Они узнают эти истории, чтобы они послужили предупреждением для тех, кто в России раздумывает, идти ли им в военкомат. Вот так все просто.

Но это все личное отношение. Мы не знаем ничего. Может, Алексей все эти годы был двойным агентом Кремля в тени, и вот правда вскрылась!

Но если оставаться максимально объективным, то конкретно Коростылев допустил ошибку. Большую, но одну. Вот мы и переходим к следующей главе.

Про «Дождь»

Поднимите руку те, кто никогда не ошибался на работе. Смелее-смелее. Так, те, кто в своей жизни работал меньше недели, не считаются. Вот то-то же.

Банально, но факт – мы все совершаем ошибки. И увольнение за первую же крупную ошибку – это явный перебор. Такой поток персонала затопит любую компанию.

Справедливости ради – мы не знаем всей внутренней кухни «Дождя». Возможно, Алексей Коростылев был злостным нарушителем: опаздывал, подводил, и вот эта ошибка просто стала последней каплей.

Но, судя по тому, как увольнение Алексея объясняют Тихон Дзядко и Екатерина Котрикадзе, и судя по «самоотводу» шеф-редактора злополучной передачи Владимира Роменского – причиной такого наказания стала именно фраза про «помощь российским солдатам».

И если это и правда так, то вынужден присоединиться ко многим известным русскоязычным журналистам – «Дождь» совершил ошибку.

Возможно, таким образом они надеются смягчить наказание от латвийских властей. Мне лично кажется, что это пустые надежды, но поживем-увидим.

Сам Коростылев в своем посте написал, что никакой «скрытой обиды» у него нет. Так что, возможно, если «Дождь» все-таки выгонят из Латвии (а вероятность этого, как мне кажется, крайне высока), он вернется на работу в офис какой-нибудь другой страны, где на ошибки в прямом эфире смотрят менее строго.

Но мне кажется, что оставшиеся в строю журналисты «Дождя» могут немного напрячься – увидев, как мало нужно, чтобы родное СМИ их выгнало. Вот уже стало известно об уходе с канала журналистки Маргариты Лютовой. Будут ли еще несогласные?

Впрочем, с другой стороны, человека, который вывел в эфир карту, где Крым является частью России – не уволили. Или автора текста, где российская армия называется «наша армия». А ведь это отдельные истории. И за них «Дождь» уже оштрафовали на 10 тысяч евро. А «дело Коростылева» еще идет. При этом уволен оказался именно он. Интересная дихотомия...

Про Латвию

«Дождь» – все-таки гости в нашей стране. А вот друг с другом нам еще жить и жить. Так что теперь давайте обсудим реакцию Латвии. Потому что тут «молодцы» практически все.

NEPLP я трогать не буду. По крайней мере на первый взгляд, они действовали строго по инструкции. Да и в целом их деятельность – тема отдельной статьи.

Но сразу встрепенулись те, кому «Дождь» не давал покоя.

Господин пока еще министр обороны Артис Пабрикс, есть вопрос. А вам точно комфортно в «либеральной» партии? Потому что ваше желание запретить и выгнать куда ближе партиям со, скажем так, строгими устоями.

Худрук Нового театра Алвис Херманис еще неделю назад защищал актрису Чулпан Хаматову, которая, не желая того, оказалась в центре скандала, победив в номинации «Лучшая актриса». Не помогла и речь, сказанная на латышском без бумажки.

«Как так, – возмущалась просвещенная общественность. – Еще недавно она доверенное лицо Путина, а тут – раз! – и обскакала наших талантливых актрис? Не дело!»

Но господин Херманис выкатил пост. Мол, Хаматова не поддерживает войну, сбежала от Путина и теперь всячески его осуждает. Так что отстаньте от нее.

Так «Дождь», товарищ режиссер, тоже сбежал. И тоже обвиняет в войне Путина. И расследует военные преступления, совершенные российскими войсками.

Но нет, они имели наглость без лишнего подобострастия поговорить с мэром Риги Мартиньшем Стакисом, так что пусть валят обратно в Кремль.

А вот в защиту «Дождя». Или хорошо, не в защиту, но хотя бы с сочувствием к «Дождю» выступают лишь редкие отдельные личности, в большинстве своем русскоязычные журналисты из Латвии.

Зато молчат президент Эгил Левитс, премьер-министр Кришьянис Кариньш (ну да, он же в отпуске), господин Стакис и многие-многие другие, которые так радостно приветствовали «Дождь» менее полугода назад.

Пожалуй, самой спокойной была реакция министра иностранных дел Эдгара Ринкевича. Просто потому, что он попросил не торопиться с выводами, а дождаться результатов расследования. Правда, боюсь, что если результатом расследования станет «Выслать этих псевдохороших русских», то сомнений в этом и у господина Ринкевича не будет.

И ведь только 21 ноября у Юрия Дудя вышло интервью, в котором нобелевский лауреат Дмитрий Муратов благодарит Ригу и Латвию за создание международного журналистского хаба.

Мне вот интересно, какой страной себя хочет видеть Латвия? Гордой и неприступной? Тогда зачем пускать «Дождь» – запретили бы все российские СМИ скопом, и дело с концом.

Или мы хотим быть открыты миру? Тогда, быть может, чуть отпустим вожжи? Какие СМИ к нам сейчас захотят приехать? Какие бизнесы?

Надо выбирать сейчас, потому что на двух стульях мы не усидим.

Про страх

Впрочем, постараюсь быть объективным и здесь. Это Германия, Франция, Великобритания имеют право быть великодушными и всепрощающими. А мы всего 30 лет назад снова стали независимыми.

И у Латвии очень плохой опыт с «хорошими русскими». Что далеко ходить, да, Горбачев помог СССР распасться на 15 стран. Но и при нем же были баррикады, а до этого нападение на Вильнюсскую телебашню. Как говорится, бойтесь данайцев, дары приносящих.

И теперь, когда 30 лет спустя Россия напала на Украину, понятно, что и странам Балтии тяжело расслабиться. У больших стран есть ядерное оружие, да и далеко они. А мы рядом и размерами не слишком велики.

Поэтому, конечно, рефлексы безопасности сейчас у многих работают на малейшее движение в сторону. Лучше подуть на воду, чем обжечься на молоке.

Вы, конечно, можете сказать: «А не пришло ли время перерасти эту травму? Сколько можно вспоминать былое и бояться повторения истории?»

Может, и пора. Но, чтобы сделать это сейчас, в разгар войны, которую начала страна, 80 лет назад оккупировавшая твою территорию (и тоже в разгар войны, прошу заметить), нужны очень глубокие внутренние силы. Такие есть далеко не у всех, и я не возьмусь их за это осуждать.

Но именно поэтому я не готов присоединиться к хору орущих «Цензура! Цензура!». Не цензура. Такое у нас понимание госбезопасности. И, возможно, страх, обида и синдром вахтера.

***

Я надеюсь, что «Дождь» продолжит работу в Латвии. Если, конечно, вдруг не окажется, что телеканал и правда спонсирует российскую армию. Я в это не верю, но чего только не бывает...

Я надеюсь, что Алексей Коростылев продолжит заниматься журналистикой в месте, где будет безопаснее ошибиться.

Я надеюсь, что моя страна станет более гостеприимной к тем, кто бежит от тирана и хочет быть лучше.

Я надеюсь, что 10 тысяч евро штрафа пойдут на благое дело, а не затеряются в недрах NEPLP.

И я, конечно, надеюсь, что война закончится как можно быстрее и мы сможем чуть снизить наш уровень опасливости.

Ну а пока имеем то, что имеем.

Наверх