Председатель совета резко раскритиковал бизнес-план, но Кунингас предпочел избавиться от строптивого председателя совета, а не от сомнительного плана. Более того, бывший министр экономики Меэлис Атонен давно говорил, что Operail нужно либо продать, либо ликвидировать. Привет нынешнему министру от бывшего. Теперь выясняется, что противники закупки вагонов в России были правы, но работу над ошибками никто проводить не собирается. Ахти Кунингас просто пошел на повышение за «весомый вклад в развитие» госкомпаний.
Второй вопрос, который вызывает вся эта канитель с выходом из отношений с Россией, состоит в том, что уже восемь месяцев государственное предприятие делает вид, что бизнес в России – это нормально. Война войной, а обед по расписанию. В мае на мой вопрос, приемлемо ли сейчас обеспечивать логистику государства-агрессора эстонскими вагонами, руководство Operail сообщило, что вагоны сдает в аренду не госкомпания, а некие европейские фирмы.
То есть можно предположить, что наш государственный бизнес все это время работал в России через компании-посредники, делая покер фейс – «это не мы, нас там нет»? Минэкономики тоже ничего не беспокоило до тех пор, пока российский рынок не схлопнулся усилиями всего Евросоюза и США. Ничего личного, просто бизнес. Это как бы говорит нам вице-канцлер, который пошел на повышение.
За те дни, которые прошли с момента публикации этого мнения в еженедельнике, история получила логичное продолжение. Газета Äripäev выяснила, что Operail планирует возить российский никель, объясняя это тем, что товар не находится под санкциями. На запрос журналистов министр экономики Рийна Сиккут еще раз четко сформулировала, что позиция государства как собственника предприятия по отношению к бизнесу в России изменилось: "Владелец Operail ожидает, что компания пересмотрит свои деловые отношения с Россией. Речь не только о необходимости соблюдать санкции. Ожидается, что деловые отношения будут пересмотрены и с этической точки зрения".