:format(webp)/nginx/o/2012/03/07/1002504t1hccf5.jpg)
Это реальная история. Эстонский провинциальный городок. В одном учреждении, находящемся в ведомстве самоуправления, сокращают молодого специалиста. У него в кармане лежит диплом, свидетельствующий о высшем образовании по своей специальности, однако в маленьком городке этот аргумент веса не имеет.
На своих должностях остаются те, кто в противном случае потерял бы слишком много — многодетная мать, несколько коллег предпенсионного возраста, сотрудник с инвалидностью. А у молодого человека есть возможность найти другую работу.
К счастью, этот случай все-таки не является правилом. Большинству самоуправлений молодые талантливые люди нужны, как сухой земле вода. Но с другой стороны, здесь кроется острая социальная проблема.
В маленьких городках, где рабочее место напрямую определяет чей-то уровень жизни, на кадровую политику учреждения не влияют ни знания работника, ни его новые идеи, ни его энтузиазм. Если в частный сектор свежая кровь вливается благодаря саморегулирующемуся рынку труда, то в муниципальные учреждения людей зачастую приводит время или слепой случай.
Нет сомнений, что в вышеописанной истории в проигрыше оказалось самоуправление, а не молодой человек. Однако в более широком плане — пострадали люди, ведь кадровый застой мешает и модернизации услуг и учреждений — например, дома культуры или детского сада.
Слишком часто многолетняя работа на одном месте просто перетекает в тихое ожидание пенсионного возраста.
Несколько лет назад вице-президент Европейской комиссии Сийм Каллас писал на страницах Postimees: «Многие люди хотят делать посильную для них работу так долго, как это только возможно. Нужно дать им такую возможность. Разумеется, если человек справляется со своей работой. Нельзя увольнять людей из-за их возраста, однако не следует и искусственно держать их на рабочих местах».
Эстонское государство взяло курс на то, чтобы пожилые люди работали как можно дольше. В то же время в третьем квартале прошлого года в Эстонии было 20 200 молодых безработных в возрасте 15-24 лет.
Но есть и хорошая новость: согласно исследованиям Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), на самом деле пожилые люди работу у молодых не отнимают. Наоборот — чем больше людей зарабатывают деньги, тем больше требуется новых услуг и товаров, на которые можно потратить зарплату.
Правда, проблему маленьких городов это все-таки не решит. Сейчас в Эстонии не ведется дискуссий по поводу того, что именно пожилые люди могли бы предложить нашему рынку труда, и как уберечь их от ситуации, когда имеющееся место работы становится их единственным шансом.
До тех пор, пока нет ответов на эти вопросы, круговая порука самоуправленческих учреждений будет вытеснять молодых специалистов туда, где есть рабочие места — в большие города.