В поддержку этой инициативы высказывались и некоторые представители противоположного «Отечеству» левого фланга эстонской политики, называвшие лицемерным тот аргумент, что главы местных самоуправлений якобы решают в Эстонии только местные, но не государственные вопросы. Звучали мнения, что, например, столичного мэра Михаила Кылварта просто невозможно не признавать политиком государственного уровня. При нахождении Центристской партии в правящей коалиции на Тоомпеа он имел влияние и на государственную политику хотя бы в силу своего веса среди центристов. Причем Кылварт традиционно получает на местных выборах немало голосов именно от граждан РФ.
Разумеется, Россия – первый и наиболее очевидный кандидат, подпадающий сейчас под категорию «враждебное Эстонии государство». Поэтому с учетом продолжающейся российской военной агрессии против Украины и крайне токсичной риторики Кремля в отношении союзников Киева инициативу «Отечества» резонно было рассматривать как меру, направленную на снижение рисков для государственной безопасности, а не как популистский шаг, сделанный с прицелом на мартовские выборы.
Тем не менее в своей экспертной оценке инициативы Юлле Мадизе сохранила абсолютную верность конституционным нормам, которые никак не должны зависеть ни от политической конъюнктуры, ни от глобальных военных кризисов. Она четко заявила, что предложенный «Отечеством» вариант законопроекта о лишении проживающих в Эстонии граждан третьих стран права голосовать на муниципальных выборах – прямое нарушение конституции.
Мадизе напомнила о действующем в Эстонии общем демократическом принципе, который заключается в том, что на местных выборах могут голосовать все жители, так как местные органы власти решают муниципальные, а не государственные проблемы. Она подчеркнула, что победители муниципальных выборов определяют стоимость школьных обедов, размер пособий для школьников, выбирают партнеров по вывозу мусора и решают, что можно строить на своей территории, а что нельзя.