Настроения россиян весной и осенью
Тихий, мирный психоз
Кухонные разговоры обернулись психозом после 21 сентября, когда в стране была объявлена мобилизация. «До этого большинство находилось в режиме наблюдения: что-то где-то там происходит. А в сентябре многие впервые почувствовали, что теперь это может коснуться любого», – поясняет Денис Волков.
Ни одна дата и ни одно событие уходящего 2022 года не сопоставимы для россиян с 21 сентября, согласен с коллегой Дмитрий Рогозин. «Каждая семья, прежде всего женщины, восприняли происходящее с огромной тревогой, но в разное время, – говорит Рогозин. – Страна живет не по распоряжениям, а по их реализациям на местах, которые где-то жестче и беспощаднее, а где-то безалабернее и человечнее, нежели заявляется с экранов».
«Большинство сторонников войны в России воспринимает мобилизацию близких со смирением – надо, так надо. Хотя, наверное, есть какая-то часть, которая хочет повоевать, почувствовать себя крутыми мужиками, – предполагает Любовь Борусяк. – Противники войны боятся и властей, и мобилизации. Они сделали все, чтобы избежать ее, но не с помощью протестов, а молча – уехав из страны или спрятавшись внутри».
Конец – не всегда конец
Денис Волков отмечает, что к концу 2022 года настроения общества стабилизировались. Как сказано в рассказе Тургенева «Муму», «ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью».
Волков отмечает, что на это повлияла экономическая стабилизация, которая произошла после большого мартовского шока. «Цены даже начали снижаться, и дальше никаких скачков не было, – поясняет Волков. – Поэтому основная масса населения, конечно, адаптировалась». А так как далеко не во всех областных центрах России были Макдональдсы, много кто и не заметил, что они ушли из России.