В новом контексте песня прозвучала совсем не так, как в 1985 году, когда была написана. Тогда авторы горько иронизировали над тем, что они пожизненно заперты в СССР. Теперь же прощание с Америкой обрывает последние связи с ненавистным победителем в «холодной войне». Ведь сейчас вновь идет горячая, по убеждению пропагандистов, «последняя» война с Западом. И все, кому уже нечего терять, делают выбор – «стать бессмертными героями или бесславными предателями». Это как раз из так называемого новогоднего обращения Чичериной, которая очень похожа на человека, злоупотребляющего психотропными веществами.
Приведенные примеры не означают, что Z-патриотизм – черта одних уральских рокеров. Не означают они и того, что его ядро составляют участники саундтрека к фильму «Брат 2». В конце концов, среди них были не только «Аукцыон», вовсе не желавший отдавать свою песню в такую картину, и не только «Би-2», ныне занявшие антивоенную позицию, но и группа «Океан Ельзи», являющаяся одним из символов украинского сопротивления и по всему миру собирающая средства на поддержку ВСУ и теробороны.
Эти примеры говорят о том, что культурный инфантилизм заставляет на определенных развилках истории выбирать мнимую верность себе, искать оправдания в прошлом и погружаться в пучину собственного воображения. То, что очевидно в поведении нынешней российской верхушки, должно в усиленной форме проявляться в обслуживающей культуре.
Все, кто погружался в себя, занимаясь военным туризмом на Донбассе, как Чичерина, или «богоискательством», как Бутусов, увлеченно цитирующий вслед за Путиным фашиствующего философа Ивана Ильина, кто делал тату с профилем Сталина, как Гарик Сукачев, или мрачно призывал идти «На Берлин», как Вадим Самойлов, сегодня – одна команда, которой нет спасения. Страх и стыд вытеснен у них жаждой стать «бессмертными героями». Хотя, скорее всего, когда-нибудь они сделают вид, что это были не они. Если доживут.