Хотя, насколько я понял философию создателей альбома, они сознательно не стали загружать его максимально громкими именами. Из поэтов ХХ века очень хорошо известны широкой публике лишь Георгий Иванов и Владимир Набоков, а вот, например, нобелевскому лауреату Ивану Бунину или проживавшему в Эстонии «королю поэтов» Игорю Северянину места не нашлось. Возможно, организаторы проекта вместо сосредоточения на «звездах», которое привлекло бы внимание только к ним, стремились подчеркнуть само это явление - диалога творческих эмигрантов на вековой дистанции, который звучит в десятках имен, пусть и малоизвестных, но по-своему выражающих общую трагедию своих эпох.
Большевики продержались 70 лет, сколько времени займет падение путинизма?
Неудивительно, что кремлевская медиа-прислуга этот альбом раскритиковала. Вероятно, потому, что его смыслы и настроения никак не вписываются в официозные шаблоны о «всенародной поддержке власти». Причем как сегодняшней, так и 100-летней давности. Это словно стереозвучание «нежелательных исполнителей» сразу двух веков.
И эта историческая рифма, помимо прочего, задает один страшный вопрос. В 1920-е годы многие эмигранты «сидели на чемоданах» в ожидании скорого падения большевиков, однако ждать пришлось 70 лет. Не случится ли так и на этот раз, несмотря на расхожую у новейшей эмиграции уверенность в скором падении путинизма? И, может быть, чтобы приблизить это падение, само название «После России» надо осмыслить как необходимость окончательной отмены этой империи, чтобы она больше никогда не угрожала ни своим гражданам, ни другим странам.
Пока же нам остается слушать альбом «После России», на котором, например, в исполнении группы «Сансара» звучат такие строки поэта Михаила Горлина:
Не вспоминают в скорбный час,