Скандал «Наши» и «не наши»: сокращая финансирование детсада, город Кохтла-Ярве разделяет детей (1)

Денис Антонов
, корреспондент-редактор
Copy
История дошкольного учреждения MESIMUMM, по-прежнему являющегося единственным детским садом в Южном микрорайоне, уникальна.
История дошкольного учреждения MESIMUMM, по-прежнему являющегося единственным детским садом в Южном микрорайоне, уникальна. Фото: Денис Антонов

Единственный в Ида-Вирумаа образовательный центр OÜ Õppekeskus Intellekt, совместивший детский сад MESIMUMM и общеобразовательную среднюю школу, может потерять значительную часть средств из бюджета Кохтла-Ярве. Сообщение о новом договоре, меняющем порядок финансирования, было отправлено директору детского сада с электронного адреса городской управы. Послание  от имени главы города Вирве Линдер не было подписано и содержало в себе договор, тоже без подписи.

В сообщении из мэрии было требование подписать договор в трехдневный срок, с 23 по 27 декабря 2022 года. Но поспешность решения, праздничные даты, отсутствие подписи мэра и анонимность сообщения заставили руководство центра засомневаться в правомерности таких действий. Чтобы найти автора письма и исчезающие бюджетные средства, родители детей садика MESIMUMM и его сотрудники пошли в горуправу: в борьбе за выживание у них опыт есть.

Пропить садик не дали

История дошкольного учреждения MESIMUMM, по-прежнему являющегося единственным детским садом в Южном микрорайоне, уникальна. В 2001 году он еще принадлежал городу, назывался RÕÕM и, рассчитанный на 12 возрастных групп, еле тянул полупустые четыре. Несмотря на плотную заселенность микрорайона, родителей, желающих отдать своих детей в RÕÕM, не было. И горожанам, и чиновникам горуправы было известно, что директор детского сада пила.

«Все знали, что во время работы директор и ее приближенные выпивали. Их постоянное и громкое веселье в директорском кабинете было причиной стыда для всего коллектива и перед родителями, и перед коллегами, - вспоминает директор MESIMUMM Татьяна Терентьева. - В конце концов они допились до увольнения».

«Все знали, что во время работы директор и ее приближенные распивали алкоголь», - вспоминает Татьяна Терентьева.
«Все знали, что во время работы директор и ее приближенные распивали алкоголь», - вспоминает Татьяна Терентьева. Фото: Денис Антонов

Единственный в микрорайоне, но с дурной репутацией, почти без детей и кадрового состава, детский сад поставил городскую власть перед выбором: либо закрывать, либо найти настоящего хозяина. Помогла частная школа OÜ Õppekeskus Intellekt, арендующая вторую часть муниципального здания RÕÕM. Ее директору Раисе Баженовой городские чиновники предложили получить лицензию на деятельность в сфере дошкольного образования с условием, что реализовывать эту услугу горожанам ее частная организация будет по тем же ценам, что и муниципальные садики.

Решением горсобрания частный садик обязали гарантировано принимать всех детей, проживающих на близлежащих улицах.
Решением горсобрания частный садик обязали гарантировано принимать всех детей, проживающих на близлежащих улицах. Фото: Денис Антонов

Решением горсобрания частный садик обязали гарантировано принимать всех детей, проживающих на близлежащих улицах: Оутокумпу, Уус, Синивооре, Катсе. Но это не исключало возможности принимать на свободные места малышей, живущих на других улицах. Вместо забытого всеми RÕÕM, горожане получили уникальный образовательный центр, в котором можно учиться от полутора лет и до почтенного возраста: садик MESIMUMM, средняя школа Intellekt, курсы языка и повышения квалификации для всех возрастов. Все это по муниципальным ценам просуществовало до 23 декабря 2022 года.

Бой принять и в плен не сдаваться

«23 декабря в 10.08. утра без объявления войны приходит это письмо, в которое вложен новый договор: что с 1 января от города для половины детских мест финансирования нет. А само письмо выдержано в приказном тоне - мол, мы должны ознакомиться, подписать и отпраивть в горуправу 27 декабря, - рассказывает Татьяна Терентьева. – На общем собрании родителей и персонала решили в плен не сдаваться и принять бой».

«23 декабря в 10.08. утра без объявления войны приходит это письмо».
«23 декабря в 10.08. утра без объявления войны приходит это письмо». Фото: Денис Антонов

Новый договор предлагал изменения в финансировании городом частного детского сада, а именно - сокращение оплаты детских мест. Причем для детей, проживающих на вышеперечисленных близлежащих улицах городской бюджет планировал выделить 50% от стоимости места в саду, а на малышей с других улиц денег вообще не предусматривал. По мнению сотрудников детского сада, пересмотр условий финансирования в сторону сокращения продиктован желанием самоуправления сэкономить средства в преддверии утверждения городского бюджета на 2023 год. Есть и другая версия. Учитель эстонского языка Люйли Кюбарсепп считает, что кому-то хочется, чтобы другие муниципальные садики были укомплектованы за счет их MESIMUMM. По ее словам, это совершенно не было принято родителями малышей их садика, которые являются частью городской общины и приняли активное участие в общем собрании детского сада. Никто не желает разрушать семью, в которую за 20 лет превратился сад.

«У нас в садике более 80 детей, собрание получилось очень представительным. За всю историю садика я никогда не видела столько народу. Бывало 20 или 25 человек, но чтобы полный зал - такое впервые. Мы были едины в желании сохранить в садике всех детей и выразили готовность защищать его одним фронтом. Мы решили не подписывать договор и написать лично мэру», - рассказала Люйли Кюбарсепп.

Поспешность решения, праздничные даты, отсутствие подписи мэра и анонимность сообщения заставили руководство центра засомневаться в правомерности таких действий.
Поспешность решения, праздничные даты, отсутствие подписи мэра и анонимность сообщения заставили руководство центра засомневаться в правомерности таких действий. Фото: Денис Антонов

В назначенный срок, 27 декабря, в адрес мэрии юрист OÜ Õppekeskus Intellekt ответил так: с предложенным договором не согласны, подписывать не будем, ждем переговоров.

На письменную просьбу встретиться, глава Кохтла-Ярве Вирве Линдер отреагировала сразу, пригласив инициативную группу 2 января в гороуправу. Однако инициативную группу сформировать не удалось: желающих было много и в небольшой зал мэрии явились все родители и весь персонал.

Мышка бежала, хвостиком вильнула

По мнению матери одного из детей, Виктории Яновской, впечатление от этой встречи у родителей и педагогов сложилось двоякое. Все сотрудники горуправы были подавлены и не были готовы отвечать на вопросы.

Виктория Яновская говорит, что встреча произвела на родителей и педагогов двоякое впечатление.
Виктория Яновская говорит, что встреча произвела на родителей и педагогов двоякое впечатление. Фото: Денис Антонов

«Полчаса мы ждали, когда они признаются, кто написал письмо-ультиматум. Потом нам сказали, что секретарь нечаянно нажала на кнопку отправки - ну, мышка бежала, хвостиком вильнула. Спрашиваем, кто автор - молчание. Только когда в воздухе запахло бунтом, Кристийна Агу тихо сказала, что берет ответственность за письмо на себя, и это не условие, а предложение, - возмущается Виктория Яновская. - Какое же это предложение, если там окончательная дата и требование подписи? Они сами молчат и привыкли, что и другие молчат».

Родители и сотрудники садика ждали, когда чиновники признаются, кто из них написал письмо-ультиматум.
Родители и сотрудники садика ждали, когда чиновники признаются, кто из них написал письмо-ультиматум. Фото: Ольга Курдовская

Об этом говорит и Люйли Кюбарсепп, перечисляя тех чиновников, которые решились выйти к разгневанной общественности: «Сидели заместитель главы города по образованию и культуре Кристийна Агу, главный специалист по дошкольному образованию Эха Карус и юрист горуправы Ульяна. Почти всю встречу молчали».

«Мы решили не подписывать договор и написать лично мэру», - говорит Люйли Кюбарсепп.
«Мы решили не подписывать договор и написать лично мэру», - говорит Люйли Кюбарсепп. Фото: Денис Антонов

По мнению родителей малышей из MESIMUMM и его сотрудников, самой удивленной выглядела мэр Вирве Линдер. Одна из родителей, Анна Нестерова, вспоминает, что во время вопросов со стороны родителей и гробового молчания чиновников глава Кохтла-Ярве все дальше отходила от сотрудников горуправы в глубь зала, пока не замерла у стены, рядом с негодующими родителями и педагогами. Люйли Кюбарсепп полагает, что Вирве Линдер, наверное, сама не знала о письме и договоре.

«Для нее это было, будто ее подставили перед нами, перед горожанами. Нам кажется, Вирве хотят дискредитировать свои же политики», - считает Люйли Кюбарсепп.

Глава Кохтла-Ярве все дальше отходила от сотрудников горуправы.
Глава Кохтла-Ярве все дальше отходила от сотрудников горуправы. Фото: Ольга Курдовская

«У меня был конкретный вопрос: куда мне вести ребенка 2 января, если его место уже не оплачивается? Четыре раза задала его и ответа не услышала. Я видела, что даже мэру стало стыдно, - возмущается Анна Нестерова, - Но мы себя показали».

«Я видела, что даже мэру стало стыдно», - вспоминает о встрече с чиновниками Анна Нестерова.
«Я видела, что даже мэру стало стыдно», - вспоминает о встрече с чиновниками Анна Нестерова. Фото: Денис Антонов.

Мы не рабы, рабы не мы

Словам главного специалиста по дошкольному образованию Эхи Карус родители и сотрудники детского садика верят мало.

«Она сказала: "что вы возмущаетесь? Работайте, как работали, все по-прежнему остается", - вспоминает Татьяна Терентьева слова Эхи Карус. - А как по-прежнему, если финансирования на половину детских мест нет?»

Еще до встречи с мэром родители и сотрудники садика отправили чиновникам два документа. Один по нарушениям конвенции прав ребенка, второй с вопросами, кто инициатор пересмотра условий договора и почему экономия бюджета начинается с детских садиков.

Еще до встречи с мэром родители и сотрудники садика отправили чиновникам два документа.
Еще до встречи с мэром родители и сотрудники садика отправили чиновникам два документа. Фото: Денис Антонов

«В запросе мы указали на нарушения чиновниками горуправы Закона о защите детей. Потому что принятие всех решений, касающихся ребенка,  даже при планировании, всегда производится с учетом интересов ребенка. Кто интересы учитывал?» - задаются вопросом авторы запроса. 

«В запросе мы указали на нарушения чиновниками горуправы Закона о защите детей» - говорит Татьяна Терентьева.
«В запросе мы указали на нарушения чиновниками горуправы Закона о защите детей» - говорит Татьяна Терентьева. Фото: Коллаж Денис Антонов

Напомнили в этом заявлении родители и об обеспечении прав и благосостояния ребенка, при которых следует исходить из следующих установленных конвенцией принципов: «3) при совершении любых действий, касающихся ребенка, приоритетом следует считать интересы ребенка; 4) каждый ребенок имеет право на собственное мнение по всем затрагивающим его вопросам и право на выражение своих взглядов. (гл.2 5. ч.3,4)», - отмечено в документе.

Татьяна Терентьева называет период до заседания городского собрания Кохтла-Ярве 26 января временным перемирием, допуская, что оно может продлиться и дольше. 

Татьяна Терентьева называет период до 26 января временным перемирием, допуская, что оно может продлиться и дольше.
Татьяна Терентьева называет период до 26 января временным перемирием, допуская, что оно может продлиться и дольше. Фото: Денис Антонов

По заявлению Раисы Баженовой, образовательный центр OÜ Õppekeskus Intellekt со своими садиком, школой, курсами никогда не получал от города инвестиционных денег, кроме оговоренной платы за детские места. У центра нет сверхприбылей, и ежегодно получавшиеся деньги шли только на покрытие производственных затрат. После объединения с садиком центр выкупил здание бывшего RÕÕM. Полная его реновация, замена коммуникаций, а также благоустройство прилежащей территории осуществлялось на свои, а не муниципальные средства.

После объединения с садиком центр выкупил здание бывшего RÕÕM.
После объединения с садиком центр выкупил здание бывшего RÕÕM. Фото: Денис Антонов

«Мы сумеем за себя постоять. У нас есть законы, есть юристы, мы собрали подписи, так что по рабским законам жить не будем, мы свободные люди, - подводит итог первой баталии Татьяна Терентьева. – Несмотря на политизацию всего, что сегодня происходит в городе в период избирательной кампании, у нас есть вечные ценности - демократия, и мы добьемся от чиновников любых партий права жить по демократическим законам».

«Мы сумеем за себя постоять. У нас есть законы, есть юристы, мы собрали подписи, так что по рабским законам жить не будем», - говорит Татьяна.
«Мы сумеем за себя постоять. У нас есть законы, есть юристы, мы собрали подписи, так что по рабским законам жить не будем», - говорит Татьяна. Фото: Коллаж Денис Антонов

Горуправа в ответе за ошибку

Политизацию этой проблемы заместитель главы города по образованию и культуре Кристийна Агу отрицает. Помимо этого, в своем письменном ответе редакции Кристийна Агу отметила, что по состоянию на 17 января 2023 года финансирование детского сада MESIMUMM не прекращено, городские власти находятся в стадии переговоров с собственником детского сада. Также был подготовлен проект договора, который отправили для ознакомления собственникам предприятия. Юрист дал подробный комментарий и ответил на все вопросы, заданные в запросе, который был направлен в мэрию родительским активом детского сада MESIMUMM. Суть ответа родителям и сотрудникам детского сада MESIMUMM сводится к тому, что при отправке письма произошла ошибка.

Суть ответа родителям и сотрудникам детского сада MESIMUMM сводится к тому, что произошла ошибка.
Суть ответа родителям и сотрудникам детского сада MESIMUMM сводится к тому, что произошла ошибка. Фото: Коллаж Денис Антонов

«Из-за человеческой ошибки и несогласованного руководства 23 декабря 2022 г. секретарь отправил сопроводительное письмо в Osauhingti Õppekeskus Intellekt с неверным содержанием, где было указано, что договор должен быть подписан не позднее 27 декабря 2022 г. Содержание отправленного сопроводительного письма было ошибочным, и это был проект контракта, а не окончательный вариант, который должен был быть отправлен», - так говорится в официальном ответе юриста горуправы.

Крестийна Агу отметила, что родители и работники детского сада, присутствовавшие на встрече, смогли высказать свое мнение.
Крестийна Агу отметила, что родители и работники детского сада, присутствовавшие на встрече, смогли высказать свое мнение. Фото: Коллаж Денис Антонов

Со своей стороны, Кристийна Агу отметила, что родители и работники детского сада, присутствовавшие на встрече, смогли высказать свое мнение. По поводу заложенной суммы на образования в проекте бюджета Кохтла-Ярве на 2023 года заместитель главы города по образованию и культуре Кристийна Агу озвучила сумму примерно в 26 000 000 евро без инвестиций.

Раиса Баженова, директор образовательного центра OÜ Õppekeskus Intellekt.
Раиса Баженова, директор образовательного центра OÜ Õppekeskus Intellekt. Фото: личный архив

Комментарий

Раиса Баженова, директор образовательного центра OÜ Õppekeskus Intellekt

Наше предприятие платит около 310 000 евро налогов

В прошлом году стоимость одного места в детском садике в месяц составляла 522,50 евро на ребенка. Это 6270 евро в год, и, если учесть, что у нас в 74 ребенка из Кохтла-Ярве, то сумма в год составляет 463 980 евро. Есть около десяти человек из других самоуправлений, но с ними нет проблем. Хочу отметить еще такой важный факт для города: наше предприятие вместе со школой выплачивает налогов около 310 000 евро. В среднюю стоимость не входили некоторые статьи расходов, например, инвестиции, проектные и еще какие-то. Такая политика городу всегда была выгодна: сами крутитесь, кадры ищите при недостатке и т. д. Мы стараемся относиться к деньгам бережно, поэтому за эти годы здание приведено в порядок, в группах есть учебные пособия, а, следовательно, есть наполняемость и посещаемость.

Комментарии (1)
Copy
Наверх