Для масштабной оценки, проводимой каждые семь лет, потребовалось много времени, чтобы несколько государственных учреждений, а также представители частного сектора, старательно объяснили и сумели доказать международным экспертам, что Эстония не заслуживает быть страной из серого списка, когда речь идет об отмывании денег и финансировании терроризма.
В этом списке находятся Албания, Барбадос, Буркина-Фасо, Камбоджа, Каймановые острова, Демократическая Республика Конго, Гибралтар, Гаити, Ямайка, Иордания, Мали, Марокко, Мозамбик, Никарагуа, Пакистан, Панама, Филиппины, Сенегал, Сирия, Танзания, Турция, Уганда, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.
В черном же списке, то есть среди самых прокаженных по отмыванию денег, пока всего три страны - Северная Корея, Мьянма и Иран.
В 2018 году Латвии также пришлось потрудиться, чтобы избежать попадания в серый список. В настоящее время в серый список попали Болгария и Хорватия.
Но что было бы, если бы Латвию включили в этот серый список? Все банки и другие связанные стороны должны были бы принять меры в отношении лиц, находящихся в сером списке. Это значительно увеличивает эксплуатационные и административные расходы. С такими странами проще не иметь дела.
Если бы Латвия была включена в список, известные международные компании могли бы перенести свою деятельность в другое место. Для эстонских компаний и частных лиц это означало бы, что открывать банковские счета в Латвии стало бы сложно. Расчеты по сделкам с латвийскими компаниями могли начать затягиваться, так как их пришлось бы пропускать через более плотную ширму, чем платежи из произвольных белых стран.