/nginx/o/2023/01/24/15096764t1h5993.jpg)
В середине января в Эстонское сообщество потребителей наркотиков LUNEST поступил сигнал о том, что в организме двух человек, которые умерли в конце декабря из-за передозировки, помимо синтетических опиоидов был обнаружен ветеринарный препарат ксилазин, обладающий сильным седативным, миорелаксантным, обезболивающим и анестезирующим действием.
Это тревожная новость, потому что она свидетельствует о том, что смертельно опасная привычка баловаться ксилазином для усиления и продления действия таких уличных опиоидов, как фентанил и нитазены, добралась из Северной Америки до Эстонии.
Алена Курбатова, руководитель Центра профилактики наркомании и инфекционных заболеваний Института развития здоровья, рассказала, что несколько лет назад усилия полиции и прокуратуры принесли свои плоды и фентанил практически исчез с наркорынка Эстонии. «В этот раз альтернатива была найдена в США, где к тому времени уже широко использовались вещества из группы нитазенов, а смесь фентанила с ксилазином представляет собой особо опасную комбинацию. Войны и геополитика влияют на рынок наркотиков», – сказала она.
Практика смешивания героина с «анестетиком для лошадей» (на исп. Anestesia de Caballo) начала распространяться на улицах Пуэрто-Рико в начале 2000-х годов. В последние несколько лет ксилазин все чаще встречается на рынке опиоидов в США, где его подмешивают к фентанилу или нитазенам. В некоторых регионах Северной Америки (например, в Филадельфии) уже тяжело найти опиоиды, которые не были бы «усилены» ксилазином.
По оценкам американских экспертов, ксилазин добавляют к таким опиоидам короткого действия, как фентанил и нитазены, чтобы общее действие этих веществ больше походило на продолжительное действие героина. К сожалению, нежелательные последствия приема опиоидов, смешанных с ксилазином, крайне неприятны. Регулярному употреблению в числе прочего сопутствуют болезненные язвы на коже (потому что ксилазин замедляет кислородный обмен в тканях кожи), потери сознания (при этом антидот налоксон, который блокирует действие опиоидов, пострадавшего в чувство не приводит), а также абстинентный синдром, который не снимается такими препаратами-заменителями, как метадон.
«Метадон все так же снимает симптомы опиодиной абстиненции», – прокомментировал один из таллиннских наркопотребителей, который подозревает, что в последнее время он употреблял новый «коктейль». «Но остаются сильное чувство тревоги и бессонница», – добавил он. В США врачи снимают симптомы отмены ксилазина в основном с помощью препаратов от давления, болеутоляющих и противотревожных средств.
Согласно недавнему отчету в New York Times, одним из самых пагубных последствий комбинации опиоида короткого действия с ксилазином более длительного действия является то, что к тому моменту, когда человек начинает отходить от усыпляющего действия ксилазина, действие опиоида уже давно закончилось, из-за чего начинает развиваться синдром отмены, побуждающий человека сразу же искать и вводить новую дозу.
Институт развития здоровья: в 2022 году резко возросла смертность от передозировки наркотиками
По сравнению с предыдущими годами в 2022 году число смертей от передозировки наркотиками резко возросло. Если в 2020 году был 31 такой случай, а в 2021 – 39, то, опираясь на проведенные к настоящему времени токсикологические анализы, в 2022 году их было в общей сложности 79. В ближайшем будущем это число может увеличиться, потому что Эстонский институт судебной экспертизы еще не провел все анализы 2022 года.
Из 79 известных на сегодняшний день случаев смерти от передозировки наркотиками 38 процентов связаны с синтетическими опиоидами, а точнее, с веществами группы нитазенов. Большинство из них (22 случая) связаны с употреблением протонитазена, семь случаев – с употреблением метонитазена и шесть – с употреблением изотонитазена. Некоторые случаи смерти от передозировки были связаны с несколькими различными комбинациями нитазена. Заметно возросла и смертность от карфентанила (в общей сложности 7 случаев), которая в предыдущие годы оставалась на низком уровне. По имеющимся данным, в 2022 году 15 процентов смертей были связаны с употреблением кокаина, а 29 процентов – с употреблением амфетамина. Большинство смертей от передозировки связано с комбинированием нескольких разных наркотических и психотропных веществ. Помимо т. н. «уличных наркотиков», посмертная токсикология обнаруживает различные антидепрессанты, бензодиазепины и другие лекарства.
Средний возраст людей, умерших из-за передозировки, составляет 38 лет (17-68), из 79 погибших 62 были мужчинами и 17 – женщинами. Если отдельно рассматривать случаи смерти, связанные с веществами из группы нитазенов, то в этой группе средний возраст составляет 41 год (32-51), 28 мужчин и 2 женщины. В возрастной группе 17-20 лет по состоянию на начало декабря в общей сложности было восемь случаев смерти из-за передозировки, что вызывает серьезную тревогу. В организме четырех человек этой возрастной группы был обнаружен метилфенидат. Метилфенидат – это стимулятор центральной нервной системы с похожим, но более мягким действием, чем у кокаина. Это вещество также легально используется в качестве лекарства.
Раны у потребителей метилфенидата заживают плохо и медленно, легко воспаляются, из них выделяется гной со специфическим запахом. В более тяжелых случаях конечность с воспалениями приходится ампутировать. Результаты поиска по изображениям в Google на запрос xylazine wound выдают ужасающие фотографии, которые напоминают о панике из-за «крокодила», которая накрыла Эстонию около десяти лет назад, но, к счастью, оказалась необоснованной. Если причиной такого разрушающего воздействия приготовленного в домашних условиях дезоморфина, когда у человека начинают отваливаться конечности, является его токсичность, то ксилазин вызывает язвы даже в чистом виде.
Содержание ксилазина в циркулирующих в Эстонии веществах или их смесях неизвестно. Смертельная доза чистого ксилазина составляет от 40 до 2400 мг. Определить безопасную или смертельную дозу ксилазина не представляется возможным, потому что концентрация ксилазина в организме может быть одинаковой и в случае смертельной передозировки, и в том случае, если пациент выжил. Для ксилазина до сих пор не существует конкретного антидота, передозировка лечится симптоматически.
Биохимически ксилазин является агонистом альфа2-адренорецепторов. Он непосредственно стимулирует в тканях как центральные альфа2-рецепторы, так и периферические альфа-адренорецепторы, подавляя синаптическую передачу норадреналина и дофамина в центральной нервной системе – связываясь с пресинаптическими поверхностями ауторецепторов, ксилазин имитирует действие норадреналина, что, в свою очередь, снижает его выработку.
Эффект наступает примерно через 15-30 минут после приема, а седативный эффект может длиться от одного до четырех часов. Наиболее частыми и острыми побочными эффектами являются кратковременное повышение артериального давления, за которым следует его падение, сердечная аритмия и угнетение дыхания (поверхностное и слабое дыхание, в более тяжелых случаях – остановка дыхания).
Если симптомы передозировки появляются после употребления смеси опиоида с ксилазином, то пострадавшему следует дать налоксон, немедленно позвонить по телефону 112 и рассказать, что произошло. Налоксон выдается всем желающим в центрах заместительной терапии, а также в центрах снижения вреда, в том числе и в мобильных пунктах.
Ксилазин разрешается применять только для лечения животных, поэтому механизмы его воздействия на человека до сих пор глубоко не изучены. В Эстонии ксилазин не внесен в список наркотических и психотропных веществ – его оборот регулируется только постановлением Министерства сельской жизни, которое запрещает ветеринарам отпускать его животноводам. Вколоть ксилазин животному может только ветеринар.
Учитывая описанные риски, Эстонское сообщество потребителей наркотиков LUNEST рекомендует потребителям психотропных веществ в настоящее время воздержаться от употребления опиоидов, которые продаются на черном рынке. Лакмусовых полосок для обнаружения ксилазина в смесях нет ни у нас, ни в США. Существуют, конечно, экспресс-тесты для определения чистого ксилазина, но мы до сих пор не знаем, какой результат даст тестирование ксилазина, смешанного с нитазенами и балластными веществами, и можно ли с помощью этого исключить содержание ксилазина в веществе. Гражданам, страдающим опиоидной зависимостью, предлагается воспользоваться услугой заместительной терапии, которая в этом году была расширена – с 2023 года в рамках пилотного проекта государство будет финансировать заместительную терапию бупренорфином в трех больницах: в центрах лечения зависимостей клиники Тартуского университета и Ляэне-Таллиннской центральной больницы, а также в центре заместительной терапии Вильяндиской больницы в Нарве. Более точные контактные данные находятся ЗДЕСЬ.
Более детальный обзор вспомогательных, опорных и лечебных услуг для людей, употребляющих наркотики, и их близких находится ЗДЕСЬ.
Если нет возможности проверить чистоту вещества, и вы никак не можете удержаться от его употребления, то при употреблении уличных опиоидов неизвестного состава НКО LUNEST рекомендует придерживаться следующих принципов:
• начните с маленькой дозы и принимайте ее медленно (особенно, если вы также употребили такие депрессанты центральной нервной системы, как алкоголь, бензодиазепины или опиоиды);
• некоторые лекарства от повышенного кровяного давления, которые содержат аналогичные активные вещества, например, клонидин, могут усилить действие ксилазина. Если вы принимаете какое-то из этих лекарств, то уменьшите дозу лекарства или наркотика и употребляйте вещество в присутствии друга, который будет следить за тем, чтобы ваше дыхание не остановилось, а в случае необходимости введет налоксон и сделает искусственное дыхание;
• если вы думаете, что у человека передозировка веществом, содержащим ксилазин, то дайте ему налоксон – это поможет запустить дыхание, которое остановилось под действием опиоида. Главное, чтобы организм пострадавшего получал достаточно кислорода. Если после приема налоксона дыхание не восстанавливается, то делайте пострадавшему искусственное дыхание до прибытия помощи;
• перед инъекцией нагрейте вещество в каком-нибудь сосуде – это поможет избавиться от грязных добавок, которые способствуют образованию язв;
• ксилазин может вызвать язвы по всему телу, а не только в месте укола. Если вы обнаружили на своем теле язвы, то при первой же возможности обратитесь к врачу.
Берегите себя и своих близких. По возможности убедитесь в чистоте принимаемых вами веществ, достаньте комплект налоксона и всегда носите его с собой. Никогда не употребляйте в одиночку и не бойтесь обратиться за помощью, если проблемы накроют вас с головой. Следуя этим рекомендациям, мы сможем пережить очередную наркотическую катастрофу.
По иронии судьбы грязный наркотик появился на эстонском наркорынке в то самое время, когда лед наркополитики тронулся на глобальном уровне после трех десятилетий застоя – в декабре 2022 года Генеральная ассамблея ООН приняла общую резолюцию, разрушившую т. н. «Венский консенсус», который на протяжении долгого времени мешал гуманизации и рационализации наркополитики. Если до сих пор действовало соглашение, по которому все касающиеся наркополитики резолюции и декларации Управления ООН по наркотикам должны были быть на 100 процентов консенсусными, то в этот раз документ был принят путем голосования. Эстония вместе со 116 прогрессивными странами проголосовала за резолюцию, которая утратила реакционную риторику «мира без наркотиков» и сосредоточилась вместо этого на правах человека. Россия и еще восемь сторонников продолжения беспощадной войны с наркотиками проголосовали против.
В свете этих событий появляется не только надежда на то, что мировая наркополитика станет научно обоснованной и доказательной еще на нашем веку, но и вопрос, сколько нам еще придется терпеть нынешний режим запретов.
Алена Курбатова письменно разъяснила, что нам не хватает соответствующей законодательной базы, денежных ресурсов и специалистов: «И услуга проверки состава наркотических средств перед их употреблением, и услуга центра безопасного употребления (обе эти услуги упомянуты в нашей новой наркополитике) требуют изменения действующих сегодня законов, чтобы люди смогли иметь при себе в общественных местах небольшое количество наркотиков для личного употребления. Нам также необходимо иметь достаточно денежных и человеческих ресурсов (обученных людей с правильным отношением), чтобы эти мероприятия действительно приносили пользу».
«В случае нехватки ресурсов мы должны быть готовы к тому, что нам придется делать выбор. Например, заместительная терапия на основе фармакологического героина в десятки раз дороже (из-за высокой стоимости препарата) – за те же деньги можно увеличить объем лечения опиоидной зависимости другими препаратами или, например, объем программы налоксона. В сложившейся ситуации упрощение доступа к налоксону является приоритетной задачей. В этом году мы планируем в первую очередь заняться разработкой системы оповещения и повышением объема программы налоксона, а при оказании услуги по лечению опиоидной зависимости, которая финансируется государством, в рамках заместительной терапии мы начнем дополнительно предлагать бупренорфин/налоксон», – пояснила Курбатова.
Под редакцией Маргуса Ханно Муракаса
Дополнительная информация (видео на английском языке):
• Информационный семинар государственной коалиции США по снижению вреда на тему ксилазина.