Cообщи

УКРАИНКА В ЭСТОНИИ Среди активных украинских беженцев наметился бизнес-бум, не сидят без дела и пожилые (2)

Eesti naiste programmis „Powering woman“ osalejad; programm on mõeldud Ukraina naisettevõtjatele.
Eesti naiste programmis „Powering woman“ osalejad; programm on mõeldud Ukraina naisettevõtjatele. Фото: Inna Gordienko, eraarhiiv

«Украинка в Эстонии» - это серия статей от Инны Гордиенко, которая была вынуждена покинуть Украину после начала войны и теперь живет в Эстонии. Она удаленно работает в Украинском институте будущего. В своем первом тексте для Rus.Postimees Инна рассказывает о том, что беженцы, чтобы стать полноценной частью общества, активно взялись за бизнес - от ремонта квартир до конфет ручной работы - и стараются учить эстонский язык.

Сегодня прошло ровно 11 месяцев с того момента, как я пересекла границу Эстонии. Без месяца год, как эта страна стала фактически моей второй родиной. Тогда мне было трудно даже представить, что я останусь здесь на такой большой срок. Каждый день в марте я думала, что вот еще немного - и война закончится, и летом я уже буду гулять по своему любимому Подолу…

Но оказалось, что война пришла надолго, и мне, как и сотням тысяч украинцев, пришлось научиться жить в другой стране: найти работу, снять квартиру, пойти на языковые курсы, изучить культуру, быт, традиции и законы, по которым живет местное общество. Это все было очень непросто, потому что я никогда не планировала покидать Украину и у меня не было цели переехать жить за границу. Но полномасштабная война России против Украины вынудила украинцев покинуть родину и приспосабливаться к новой сложной жизни.

По последним данным, в Эстонии сейчас проживает около 69 тысяч украинцев. Для такой маленькой европейской страны это очень много. И несмотря на то, что изначально Эстония планировала принять не более 10 тысяч беженцев из Украины, она продолжает давать приют украинцам и делает все возможное и невозможное, чтобы мы чувствовали здесь себя как дома. И, конечно, мы благодарны.

Каждый день я слышу от своих соотечественников слова признательности в адрес эстонского государства и народа. А еще - слова о том, как нам всем повезло, что мы оказались именно здесь. И это тоже абсолютная правда, потому что такую всеобъемлющую поддержку на всех уровнях мало в какой стране можно встретить.

Половина украинских беженцев в Эстонии может связать свою судьбу с приютившей их страной

Общаясь со своими земляками, я все лучше понимаю, что не все они задержатся здесь надолго. И как только ситуация изменится к лучшему, как только российские ракеты перестанут лететь в сторону Украины и уничтожать наши города, многие вернутся домой. Но так поступят не все. Во-первых, многим некуда возвращаться, - их дома разгромлены - во-вторых, многие потеряли работу в Украине и пока не предвидится найти новую, в-третьих, многие выехали с детьми, которые пошли здесь в школу или поступили в вузы, а на родине пока нет возможности посещать занятия офлайн.

Многие украинские женщины, оказавшиеся после начала войны в Эстонии, запустили бизнес-проекты.
Многие украинские женщины, оказавшиеся после начала войны в Эстонии, запустили бизнес-проекты. Фото: Петри Хютть

Ну и, в-четвертых, небольшое количество украинцев выехали семьями, таких немного, но они есть, и они здесь начали строить новую полноценную жизнь. Их, безусловно, также тянет на родину, но им проще справляться с этим, потому что они здесь вместе. Ведь большинство мам с детьми скучают по своими мужьям и родителям, и именно это оказывается огромным стимулом вернуться назад как можно быстрее. Таким образом, думаю, 50 процентов находящихся сейчас в Эстонии украинцев могут остаться здесь надолго, а, может, и навсегда.

Залогом интеграции в эстонское общество становятся изучение языка и социальная активность

И вот тут остро встает вопрос: если мы планируем оставаться, необходимо интегрироваться и делать это нужно уже сейчас. Мои наблюдения говорят, что многие украинцы очень быстро адаптировались, причем независимо от возраста и пола, и не хотят быть обузой для эстонского государства.

Хороший пример - мои родители. Им по 70 лет, и когда перед ними встал выбор, куда уезжать, они, не задумываясь, выбрали Эстонию, потому что здесь уже была я. По приезде их, как и всех прибывавших в Эстонию украинцев, поселили в отель. Папины способности все уметь делать своими руками пришлись кстати; он взялся починить сломавшуюся душевую кабину, и тут же получил предложение о работе.

Инна Гордиенко с родителями.
Инна Гордиенко с родителями. Фото: Инна Гордиенко, частный архив

Теперь все услуги по хозчасти сети отелей в его руках, а в свободное от работы время он еще и занимается косметическим ремонтом квартир. Это при том, что отец пенсионер и мог бы просто получать доплату к своей украинской пенсии. Вместе со мной родители ходят на курсы эстонского и в своем достаточно уже преклонном возрасте грызут гранит науки.

Некоторым беженцам удается превратить свое хобби в бизнес-проект

Понятно, что изучение базового уровня языка - больше вынужденная необходимость, потому что иначе нам не продлят статус военных беженцев. Но дальнейшее изучение - это уже личный выбор каждого, и я поражаюсь тому, с каким усердием многие мои земляки продолжают осваивать такой непростой язык.

С Татьяной мы познакомились на украинских «вечорницях» в Таллинне в канун Нового года. В Киеве она была одним из соучредителей частной клиники. Мыть полы или посуду - это то, что ей предложили в Кассе по безработице. Она отказалась, хочет работать по специальности, поэтому уже заканчивает курсы А2 и до конца года собирается освоить уровень B2.

Она часто показывает мне исписанную мелким почерком тетрадь и те тексты, которые заучивает наизусть. Еще с одной девушкой, Яной, воодушевившей меня своим усердием, я познакомилась на вечеринке по случаю дня рождения у своей тезки, Инны. Яна - бизнесвумен, занимается продажей косметики, и сейчас берет частные уроки эстонского, потому что понимает: без языка заниматься предпринимательством в другой стране будет непросто.

Инна Гордиенко с подругами-соотечественницами в Таллинне.
Инна Гордиенко с подругами-соотечественницами в Таллинне. Фото: Инна Гордиенко, частный архив

И Инна, которая пригласила нас на свой день рождения, является еще одним ярким примером для подражания. До войны в течение девяти лет ее главным хобби было валяние из шерсти. Здесь она решила, что это лучший способ отвлечь себя от боли разлуки с любимым мужем, и занялась изготовлением аксессуаров и предметов быта из эстонской шерсти. Ее настойчивость в желании развивать свой бизнес привела к новым полезным знакомствам. Теперь она активно общается и сотрудничает с Союзом эстонских ремесленников, ходит на курсы дизайна и пытается полноценно влиться в эстонскую бизнес-среду.

В попытках украинских женщин как можно быстрее интегрироваться, открыть новый бизнес в Эстонии или продолжить тот, которым они занимались в Украине, помогает «Совет по делам беженцев Эстонии»/Eesti Pagulasabi, а также компания Garage 48. Осенью прошлого года они запустили для украинок, бежавших от войны, программу Empowering Women, которая будет способствовать в создании/восстановлении и дальнейшем развитии микро- или семейного бизнеса в Эстонии.

В течение трех месяцев более 50 украинок и их команды активно участвовали в различных семинарах и менторских сессиях на разные темы: от основ создания бизнеса, брендинга и маркетинга до устойчивого развития, нулевых отходов и краудфандинга.

Кроме того, у них была возможность обмениваться опытом с местными предпринимателями, рассчитать оценку рисков, изучить сеть партнеров по сотрудничеству, а также разработать бизнес-планы. В конце года состоялся финал и 20 полуфиналисток представили свои бизнес-идеи в сфере питания, ресторанного бизнеса, образования, спорта, дизайна производства одежды, услуг красоты. 5 команд, показавших наибольший прогресс, были награждены стартовыми грантами в размере 1000 евро. Хочу перечислить их и надеюсь, что услугами этих украинок с удовольствием воспользуются местные жители.

  • Jooga Ratastel - занятия йогой для пожилых людей в сельской местности (Сааремаа)
  • Kaya - украинский бренд одежды для дома и йоги из экологически чистых материалов
  • Croissant - кафе полезного фаст-фуда и сладостей (Кохтла-Ярве)
  • KOHVIKI - пекарня-кондитерская, изготовляющая крафтовый хлеб и выпечку с оригинальными начинками (Таллинн)
  • Maasika Baar - конфеты ручной работы из клубники в шоколаде, разные по дизайну и на вкус (Вооре, Йыгевамаа)

Моя коллега и подруга Аня говорит, что участие в проекте стало для нее своеобразной адаптацией после приезда в Таллинн в октябре. У нее не было здесь друзей и знакомых и никакого понимания, как жить дальше и работать. При этом ей хотелось свою деятельность связать с тем, что она умеет делать наилучшим образом, а не просто стать частью статистики кассы по безработице.

Еще одна участница призналась мне, что помимо полученных знаний и денежной поддержки, очень важным аспектом для нее было установление связей с местными экспертами и предпринимателями, а также осознание того, что она приветствуется в местном бизнес-сообществе.

Инициативные беженки восхищают своих менторов

Кадри Тийзвельт, руководитель программы и член правления Garage48, и Елена Жовникова, ведущий ментор программы, с которыми я познакомилась во время проекта, искренне восхищаются каждой участницей и говорят, что многие из них достигли значительного прогресса в разработке своих идей, поэтому есть надежда, что большинство бизнесов запустятся уже в ближайшие месяцы.

Участницы женской программы Powering Woman для украинских женщин-предпринимателей.
Участницы женской программы Powering Woman для украинских женщин-предпринимателей. Фото: Петри Хютть

Следующий тур программы стартует уже в апреле этого года, он будет предназначен для женщин, которые находятся в Украине. Я уверена, что к нему присоединится большое количество моих соотечественниц: ведь это так круто, что есть возможность абсолютно бесплатно покорять новые горизонты в жизни.

Кстати, по статистике Европейского союза, около 48 процентов украинских беженцев в Эстонии трудоустроены. Это очень высокий показатель по сравнению с другими странами и это еще одно доказательство того, что украинцы успешно интегрируются в эстонское общество.

Наверх