В последние дни появляется все больше заявлений украинских политиков и западных военных аналитиков о начале ожидавшегося российского наступления. Однако даже если возросшая напряженность на разных участках фронта в Украине и является наступлением, решительным его назвать сложно. Би-би-си разбиралась с тем, чем происходящее сейчас отличается от продолжавшихся на протяжении последних месяцев попыток российской армии продвинуться в Донбассе.
Началось ли большое российское наступление в Украине?
Глава Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко в интервью украинскому телевидению в четверг сказал, что российское наступление «определенно» началось.
В свою очередь глава Луганской ОВА Сергей Гайдай заявил, что наступление «фактически началось» на Луганщине.
О том, что российская армия смогла перехватить инициативу и начала большое наступление в Луганской области, передает в своей сводке американский Институт изучения войны (ISW).
О подготовке России к большому наступлению заговорили еще в середине января. Тогда, правда, наблюдатели и эксперты считали, что наступления можно ждать с обеих сторон. Однако уже в начале февраля на Западе и в Украине заговорили о том, что активизация боевых действий начнется именно с российской стороны.
В последние недели - и особенно, в последние дни - обстановка на нескольких участках фронта действительно обострилась. Однако пока что атаки и продвижения российских войск «наступлением» считают немногие.
Тем не менее это продвижение есть.
Бахмут - оперативное окружение
Наиболее сложная ситуация сложилась в районе Бахмута в Донецкой области, который российская армия пытается взять с августа. Обстановка в районе этого города стабильно обострялась в последние дни.
Город расположен на острие большого выступа, который вдается в позиции российских войск. Он находится в полуокружении с севера и юга. Чтобы отрезать его от снабжения с северо-запада, со стороны Славянска, российским войскам нужно захватить селения Красная Гора и Прасковеевка.
Через Прасковеевку проходит шоссе М-03, одна из дорог, по которым снабжается Бахмут. Как сообщает британская военная разведка в сводке от 10 февраля, к северу от Бахмута силы ЧВК «Вагнер» продвинулись на 2-3 км на запад, контролируя местность возле трассы М-03.
Другая дорога - Т-0504 - ведет в Бахмут с юго-западного направления, со стороны Константиновки. К ней также вышли российские войска в районе села Ивановское.
Обе дороги простреливаются российскими войсками, но по данным на вечер пятницы, их не перерезали. Какие-либо прогнозы относительно обстановки в Бахмуте делать сложно, потому что продвижение российских войск в этом районе традиционно медленное из-за хорошо организованной обороны ВСУ.
Кременная-Сватово
Кременная - город на западе Луганской области, который, как предполагали, мог стать очередной целью украинского наступления осенью. Примерно в 30 километрах от него находится Лиман - последний из крупных населенных пунктов, освобожденных осенью ВСУ.
Сватово - другой город в Луганской области, который находится примерно в 35 километрах севернее. Украинское наступление осенью остановилось на линии Кременная-Сватово, освободить которые не удалось.
Теперь, как сообщает ISW и другие наблюдатели, именно в этом районе началось наступление российской армии.
Если российским войскам удастся пробиться к Лиману и повторно захватить его, это откроет им дорогу на Славянск и далее на Краматорск. Однако эти цели выглядят слишком амбициозными, потому что пока российские войска не могут пробиться через лесистую местность в направлении Лимана.
Севернее в районе Сватово продолжаются российские атаки по направлению на Купянск в Харьковской области. Этот район граничит с территорией России, что, вероятно, облегчает снабжение группировки.
Угледар
Третье направление, на котором сильно активизировались бои, это Угледар.
Здесь российская армия, очевидно, попыталась совершить наступление, которое, судя по комментариям как в украинских, так и в российских источниках, закончилось поражением боевой группы и крупными потерями в бронетехнике.
Под ударом, по одним данным, опять оказалась 155-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота, которая в ноябре уже понесла большие потери в этом же районе. По другой информации, это могла быть мотострелковая часть.
8 февраля в ряде украинских каналов появились кадры, снятые, вероятно, дроном ВСУ. На них видно, как российская колонна бронетехники оказывается под ударами украинской артиллерии. Часть техники подрывается на минах.
В результате, судя по кадрам, снятым с беспилотника, на этом направлении были уничтожены около трех десятков единиц российской бронетехники, включая танки.
Действия российского командования по планированию наступления раскритиковали многие российские военкоры и эксперты, которые отмечают, что выдвижение колонны как минимум не было обеспечено инженерной разведкой.
Эта атака стала итогом наступления на Угледар, которое началось еще несколько дней назад. О нем также рассказывали российские военкоры. Поначалу атаки выглядели как разведка боем, но затем, по оценкам британской разведки, они переросли в настоящее наступление. Будет ли этот итог промежуточным, или наступление в результате остановится, сказать трудно.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Ольга Ившина:
Еще с середины декабря мы заметили резкое увеличение ежедневных потерь России. Причем речь только о тех военных, чью гибель признали российские источники (чиновники и/или родственники).
Как вы знаете, с первого дня войны Би-би-си вместе с коллегами из «Медиазоны» (признана властями РФ «иноагентом») и командой волонтеров ведем поименный список российских военных, (ссылка доступна без vpn) погибших в ходе вторжения в Украину.
На протяжении всего 2022 года российские источники каждую неделю обычно сообщали примерно о 250-300 погибших. Сейчас нам удается подтвердить фамилии по меньшей мере 600, а с конца января - в среднем по 700 человек каждую неделю. И это только те данные, которые нам удается найти и проверить по открытым источникам, то есть реальное число потерь определенно еще больше. Если сопоставить некрологи и сообщения с фронтов, то получается, что большинство этих военных погибли как раз в ходе наступательных действий.
Может ли нынешняя активизация быть наступлением?
Как пишет командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, воюющий на стороне самопровозглашенной ДНР с 2014 года, российские войска пока что вязнут в городских боях, сталкиваясь с упорным сопротивлением украинских частей. Но в будущем наступательный порыв может нарастать, считает он.
«Пока где-то верстаются грандиозные планы, на земле происходит бодание. На каких-то участках мы упёрлись в стены городов, на каких-то со скрипом ползем - в целом ситуация не отличается особой динамикой. Концентрация сил (меньше - средств) довольно внушительная, положение дел в »положении« на последних неделях - вот-вот должны начаться роды», - написал он в своем телеграм-канале.
С одной стороны, очевидно, неудача под Угледаром повлияла на моральное состояние российских войск, но с другой - положение под Сватово и Бахмутом для ВСУ сильно осложнилось.
Если российский генштаб действительно задумал большое наступление, то логично проводить его сразу по нескольким направлениям - это осложняет задачу обороняющейся стороне, которой надо справляться сразу с несколькими кризисами одномоментно.
В этой же логике начиналось и российское вторжение в феврале 2022 года - тогда большое наступление в Украине происходило сразу с нескольких направлений.
С другой стороны, часть атак могут оказаться отвлекающими ударами, а основное наступление начнется в каком-то одном месте. Какое направление станет главным, пока сказать трудно.
- LIVE: Последние новости в режиме реального времени
- ИНТЕРВЬЮ: Как Украина убеждает мир помогать ей оружием и противостоять России. Интервью Дмитрия Кулебы
- РАСЛЕДОВАНИЕ: Не изменил, но готовился. Как ФСБ во время войны массово обвиняет россиян в госизмене
- АНАЛИЗ: Украина и Запад заявляют о скором российском наступлении. Каким оно может быть?