«Мы абсолютно не рассматриваем всерьез это предложение, - сказала Би-би-си уехавшая в Грузию эмигрантка, просившая не указывать ее имени. - Абсолютное большинство политических эмигрантов не нарушали белорусских законов, а теперь им писать явку с повинной?! Но это будет лживое покаяние, а затем ты приедешь к людям, у которых огромные проблемы с соблюдением своих же законов и с человечностью в целом».
Диджей и журналист Александр Помидоров хорошо помнит, как пропаганда в советские времена использовала тех, кто вернулся. Сейчас, уверен он, будет то же самое.
«Поведшись на пропаганду западных - польских и англосакских - центров, эти люди покинули родной край, синеглазую Беларусь. Совершили - но, возможно, ненамеренно - свой проступок», - цитирует он воображаемый репортаж о раскаявшихся эмигрантах.
Сам он сейчас в Польше и тоже возвращаться не собирается: люди из IT-сферы уезжают «целыми предприятиями»; уезжают артисты, на музыкантов составляют черные списки.
«Есть несколько мотивов для такой шумной и помпезной кампании по возвращению, - говорит белорусский политический обозреватель Александр Класковский. - Уехали люди продвинутые и образованные, IT-сфера, врачи, инженеры. Это стало бить по экономике и социалке. Продвинутые люди в правительстве стали обращать на это внимание вождя».
С другой стороны, продолжает Класковский, это, возможно, нужно и самому «вождю» - большой лояльности после 2020 года он не добился: «Он хотел бы вернуть ту электоральную поддержку, которую он имел »за чарку и шкварку« [одно из крылатых выражений Лукашенко], но общество выросло, люди хотят свободы и честных выборов. Общество переросло режим, и он попал в ловушку - надо и гайки смягчить и не подать знак силовикам, которые такими темпами подумают, а не посадят ли их и самих скоро за перегибы».