На прошлой неделе Госдума РФ приняла закон «о защите русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов». Этот закон не вызывает особого удивления, поскольку он вполне вписывается в общий изоляционистский тренд российской политики последних лет.
Однако этот закон противоречит самой природе русского языка, который, в отличие от, например, эстонского, исторически складывался как имперский, и потому содержит в себе огромное множество заимствований. Ирония в том, что последовательно исполняя свой собственный закон, думцам придется отменить и название своего учреждения - «парламент», как Госдума пока еще продолжает определяться в российской конституции.
Путина могут официально наречь самодержцем
Впрочем, и само слово «конституция» выглядит подозрительно, его наверняка тоже заменят на какое-нибудь «соборное уложение». А любимый президентом Путиным «суверенитет» попросту переименуют в «самодержавие», а его самого - в «самодержца», что звучало бы достаточно честно. Не зря же все его сроки обнулили…
Парадокс состоит в том, что Путин, обвиняющий НАТО в желании «превратить Россию в Московию», фактически сам и ведет к такой ситуации. Все-таки империя с Петербургом в качестве столицы в свое время не изолировалась от окружающего мира, а, напротив, охотно впитывала европейские достижения, вместе с «прилагавшимися» к ним лексикой и терминологией. Сегодняшняя же Россия, противопоставляя себя Европе, фактически обрушивается в эпоху Московского царства.
Но этот исторический провал чреват результатом, ровно обратным тому, на который рассчитывают его инициаторы. Они хотели бы «укрепить» русский язык, но в реальности приведут к его географическому расслоению. В эпоху «собирания земель вокруг Москвы» кремлевские цари подавляли множество региональных русских диалектов, из которых со временем могли бы вырасти самостоятельные языки.