Когда меня просят рассказать о корнях войны, которая уже девять лет убивает когда-то самый густонаселенный промышленный регион, вопрос звучит так: «Как Россия забирала Донбасс?». Меня это оскорбляет, пишет из Киева Сергей Гармаш.
Сама формулировка лишает Украину субъектности и снимает с нее ответственность за то, что происходит на ее территории. А если не осознать своих ошибок, то не будет и выводов, способных избавить регион от конфликта в будущем.
Я написал не о том «как Россия забирала…», а о том, как Украина отдавала Донбасс России. Путин пользовался теми возможностями, которые ему дали украинцы.
«Донбасс – за Россию!» – это пропагандистский миф
Принято считать, что Донбасс всегда был пророссийским. Это не так. Во время переписи населения 2001 года в Донецкой области 56,9% назвали себя украинцами и только 38,2% – русскими. В Луганской области украинцами считали себя 58%, а русскими – 39%.
Здесь важно понимать, что городское население Донбасса, коего там 90%, формировалось во второй половине XIX – начале XX веков, т.е. во время промышленной революции и советской индустриализации.
Быстрый промышленный рост вызвал приток в регион людей со всей территории империи, а позже – СССР. Одни ехали за длинным рублем, другие сбегали от угроз вроде раскулачивания.
Это создало «плавильный котел» народов, в котором национальность определялась решением получателя паспорта. Хотя в селах Донбасса до сих пор преимущественно говорят на украинском языке, в СССР было престижнее и безопаснее быть русским.
Особенно это касается периода раскулачивания и поиска «классовых врагов». Так «русскими» становились люди с украинскими фамилиями, хотя они ни разу не были в России.