Латыши для староверов — золотые рыбки

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рыбаки. Иллюстративный снимок.
Рыбаки. Иллюстративный снимок. Фото: Кристьян Теэдема

Причудские староверы любят жаловаться на жизнь, потому что хвалиться себе дороже выйдет: соседи начнут завидовать, и тогда царь снова пойдет войной на веру отцов. Поэтому мало кто знает, кто для староверов зимой основной источник дохода. Это латыши.

На выходных к восьми сотням жителей деревень Варнья, Казепяэ и Колкья прибавляются еще сотни латышей, рассказывает житель Колкья Константин Авво. Разу­меется, им приходится платить за постой. Ведь больших гостиниц здесь нет, вот и селится приехавший из Риги миллионер в частном секторе.

Авво изучал это вопрос и выяснил, что, например, два года назад в Причудье разом на зимние выходные приезжали по 3000-5000 жителей Латвии. «В среднем один рыбак вылавливал по 10 кг окуня, т.е. за день вылавливали десятки тонн рыбы, — рассказал он. — Тут на месте они ищут дома для ночлега. Кое-кто ночует и в автобусах».

В этом году рыбаков из Латвии меньше, что даже обеспокоило староверов. «В сильные морозы их приезжало совсем мало, — объяснил Авво. — Жалуются, что ездить сюда дорого. Но в прошлые выходные их опять было много, к весне потеплело, многие за плотвой приехали».

По словам Авво, бытовые запросы приезжих разные: более требовательные хотят ночевать с удобствами, но многим достаточно матраса на полу в натопленной комнате.

«В основном предлагают хозяину деньги, но иногда бывает достаточно просто выпивки — здесь живут и с хозяином выпивают». Большая часть приезжих в воскресенье уезжает, но некоторые проводят тут зимой целые недели.

Авво и редкие эстонцы, которых удалось встретить на льду, считают, что на выходных тут больше приезжих из Латвии, чем местных староверов, эстонских русских и эстонцев. «Приезжают богатые люди», — добавил Авво.

В воскресенье наперекор непогоде и сырости мы вместе с фотографом отправились в экспедицию, чтобы узнать, почему латышам оно так нравится.

Обычно рыбаки сидят на озере группами. К одной из таких больших групп в шести километрах от берега, навскидку там было несколько десятков человек, а то и вся сотня, мы и направились. На льду было много автомашин — так далеко обычно пешком не ходят.

Любители рыбалки с комфортом поставили палатки, сидят себе в них и ловят на удочку окуньков. Самая же обычная картина — сидящий на стуле рыбак, рядом с ним рыба на льду и бутылка водки.

Компании рыбаков собираются случайно, просто кто-то из рыболовов слишком уж долго сидит на одном месте, другим начинает казаться, что у него клюет, и народ подтягивается к нему.  
Почему именно Причудье?

Странным образом почти все, с кем побеседовал Postimees, оказались из Восточной Латвии, из района Резекне и Даугавпилса. Все они приехали самостоятельно на своих автомашинах и микроавтобусах. Трое из пяти записанных на диктофон опрошенных оказались латвийскими русскими.

Иван Кезик сказал, что ему просто нравится рыбачить на Чудском озере. «В Латвии нет таких больших озер с такой чистой водой», — сказал он. По его словам, ему пришлось проехать 400 км, чтобы попасть сюда. Рыбу он ловит для себя.

Геннадий Горбачонок согласился, что в Латвии нет таких хороших рыбных озер, как Чудское. «Я сегодня уже выловил семь килограммов окуней и, разумеется, ловлю их для себя, — рассказал он. — Я уже в третий раз приезжаю этой зимой сюда, но знаю и таких любителей, которые бывают тут каждые выходные. Для некоторых это даже бизнес».

Как сказал Горбачонок, народ пришел сюда на рыбалку, цель — рыба и отдых, и поэтому кто откуда — никого не интересует.

Горбачонок остановился у одного знакомого, дом которого стоит на берегу Чудского озера. Условия проживания для него не слишком важны — довольно того, что есть крыша над головой.
К Горбачонку подошел изрядно подвыпивший Янис Утанс и сообщил, что он инвалид.

В доказательство этого мужчина, у которого и без того была расстегнута ширинка, задрал рубаху — действительно, на животе у него красовался большой операционный шрам. «Разве инвалиду третьей группы нужно разрешение на ловлю рыбы?» — поинтересовался он. Я признался, что не знаю. Однако Горбачонок и Утанс уверенно заявили, что не нужно.

Эрик Винзуко и Василий Овсянкин тоже похвалили Чудское озеро — в Латвии такого хорошего клева нет. Неужели латыши действительно больше, чем эстонцы, любят рыбалку? «Нет, я так не думаю — тут национальность не важна, это зависит от того, какой ты человек», — заверил Овсянкин.

Самым удачливым из рыболовов казался Сергей Зотиков, который приехал на Чудское озеро вместе с тремя приятелями. В этом году он впервые на озере, однако его улов был лучше, чем у других — около 17 кило. Зотиков и не скрывал своей радости, поскольку по нынешним временам и десять кило, считавшиеся в прежние годы средним уловом, большая удача.

Иголка в стогу сена
Обнаружить в выходные дни на Чудском озере эстонца то же самое, что найти иголку в стогу сена. Среди местных рыболовов большинство также староверы или эстонские русские, у которых склонность к рыбному промыслу в крови. Правда, на озере встретились нам и жители Тарту Райнер и Юло, которые не пожелали называть свои фамилии.

«Скажем так, последние лет двадцать в выходные на Чудском больше латышей, — отметил Райнер. — Часть из них живут тут неделями».

По словам Райнера, те, кто полагает, будто латыши приезжают на Чудское, чтобы наловить рыбы для себя, ошибаются. «Скажем так, народ победнее сюда из Латвии не едет. Большинство все-таки рыбаки-любители, — рассуждает он. — А вот те, кто тут неделями рыбачит, кормятся за счет рыбного промысла — черные перекупщики никуда не делись».

Райнер отметил, что в нынешнем году окунь ловиться плохо. «Я здесь уже третий раз — один раз добыл два или три кило небольших окуней, а в прошлый раз выловил семь или восемь кило, но это была в основном плотва».

По его мнению, латыши более заядлые рыболовы, чем эстонцы: «По части техники лова она всегда впереди эстонцев на шаг».

У самих латышей, сказал Райнер, таких больших озер нет, их озера ни в какое сравнение с Чудским не идут: «У нас здесь все-таки пятое по величине озеро Европы».

Спасение рыбаков

• По расчетам Postimees, сделанных на основании данных Департамента полиции и погранохраны (ДППО), спасение рыбаков на море и внутренних водоемах в 2009-2011 годы обошлось по крайней мере в миллион крон. При этом учитывалась только стоимость времени работы вертолетов и аппаратов на воздушной подушке.

• С 2009 по 2011 год (с декабря по апрель) на море и пограничных водоемах было проведено 156 поисково-спасательных операций, в результате которых пограничниками было спасено 240 человек. Подавляющее большинство спасенных — рыбаки-любители, ловившие рыбу в Пярнуском заливе и Псковско-Чудской озерной системе.
• В прошлом году час работы вертолета обходился в 611 евро. В 2009 году помощь вертолета потребовалась в восьми операциях, в 2010 — в двух, а 2011 — в шести.
Источник: ДППО
 

Ключевые слова

Наверх