Покидающий этим летом свой пост директор канцелярии Рийгикогу Хейки Сибуль убежден, что депутатам нужны помощники, поскольку это повысило бы эффективность их работы.
Сибуль: депутатам требуются помощники
Кем является директор канцелярии для чиновников, объяснять не надо. А каковы отношения директора с депутатами?
Эта должность особая, поскольку у тебя, получается, 101 начальник. Формально именно Рийгикогу ставит задачи, а если надо, то и контролирует их выполнение.
Насколько серьезна идея принять на работу помощников для членов Рийгикогу?
В официальных структурах это предложение еще не легло на стол, но такая потребность, по моему глубокому убеждению, есть. Мы — единственный в Европейском Союзе парламент, в котором у его членов нет помощников. Я даже не сравниваю нас с США, где каждый конгрессмен имеет в среднем 35 помощников. Но давайте сравним себя хотя бы с Литвой — там у каждого депутата по три помощника.
Возможно ли, что помощников примут на работу еще во время этого состава Рийгикогу?
Это нужно спросить у Рийгикогу, однако опыт подсказывает, что это не произойдет при этом составе парламента и вообще произойдет не так уж скоро.
Но если бы у депутатов были помощники, Рийгикогу принимал бы, бесспорно, более действенные решения. И почему мы должны платить зарплату членам Рийгикогу, которые за эти очень хорошие деньги занимаются делопроизводством? Вместо этого они могли бы заниматься более сложными делами — теми, для которых и были избраны в Рийгикогу.
Значит, помощник депутата будет в первую очередь секретарем?
Не только. Он занимался бы главным образом поиском информации, он также договаривался бы о встречах, отвечал на письма, выделяя из них наиболее важные. Иногда он мог бы ходить на какие-то встречи, поскольку члена Рийгикогу нередко приглашают в три разных места одновременно, а в это время идет еще и заседание. И тогда, какой бы выбор депутат ни сделал, где-то кто-то все равно будет обижен.
Как убедить людей, что это не будет очередным вариантом зарплаты для политических бройлеров?
Одной из последних стран Европейского Союза, которая ввела эту систему в 1997 году, была Финляндия. Но у них, к сожалению, вышло так, что некоторыми помощниками оказались люди, которые во время выборов остались «за дверью». Избежать подобного можно только благодаря установке, кто и как может быть принят на работу.
С одной стороны, должны быть очень четкие правила и рамки, но в то же время у депутата должна быть возможность подобрать в помощники такого человека, сотрудничество с которым будет ладиться.
Сколько зданий находится сейчас в распоряжении Рийгикогу?
У Рийгикогу, помимо замка Тоомпеа, имеется еще три здания.
Не многовато ли?
Это всегда относительно, поскольку, например, шведский Риксдаг практически через каждые десять лет покупает новые здания и строит подземное сообщение с ними. В этом смысле я бы не осмелился сказать, что у нас нормальные условия для работы. Я знаю, что лет через пять или десять решат, что места маловато и что могли бы быть дополнительные помещения.
Кому именно через пять лет может понадобиться больше места?
Самым разным парламентским институтам, которые захотят лучше выполнять свою работу.
Могу привести один конкретный пример. У нас есть комиссия по надзору за учреждениями безопасности, которую в народе называют комиссией КаПо, и у них есть два помощника.
Прежние председатели этой комиссии говорили, что этого явно мало и что чиновников должно быть больше — тогда они смогут лучше контролировать учреждения безопасности. Но если они дополнительно наймут хотя бы еще одного чиновника, у них уже возникнут проблемы с организацией работы в имеющихся помещениях.