Раньше у Украины были большие проблемы с коррупцией. У меня тоже когда-то спрашивали, как настолько коррумпированная страна может вступить в Европейский союз? Но сейчас мы видим, что Украина борется с коррупцией даже во время войны. В будущем мы все будем давить на то, чтобы коррупция там значительно сократилась.
Президентский прием станет менее официальным
- Настоящий фурор произвело сообщение о том, что вы отказались от классической церемонии рукопожатия на приеме 24 февраля, которая пройдет в турбо-режиме без объявления имен. Что стоит за этим решением?
- Это наш праздник. Люди не должны быть скованы излишней церемониальностью. Если вы попросите людей сказать честно, то им, может, эта церемония рукопожатия и вовсе не нужна. Она заимствована у Финляндии, где гости отправляются в резиденцию президента, то есть он, так сказать, принимает их у себя дома. А у нас идут в театр «Эстония», и эта церемония происходит в середине мероприятия – как будто президент вдруг вспомнил, что забыл поприветствовать людей.
Многие ходят на эти приемы уже много лет. Я 20 лет ходил на президентские приемы. Есть те, кто хочет туда пойти, но найдутся, наверное, и такие, кто предпочтет отметить этот день дома в кругу семьи или с друзьями. Нужно вносить разнообразие, чтобы было поменьше номенклатуры и побольше тех, кто в этом году сделал что-то выдающееся, или просто приятных людей, которых приятно пригласить в «Эстонию». Традиции остаются, но со временем они видоизменяются.
- Что спасет человечество: искусство или наука?
- А от чего его нужно спасать?
- Христианская культура всегда пытается спасти человека...
- Мы слишком уходим в философию. Мы живем здесь уже более 10 000 лет, а наши пращуры – миллионы лет. Все будет хорошо, никого спасать не надо. Этот земной шар, частью которого мы являемся, вынесет и нас, которых уже насчитывается более восьми миллиардов. Но мы не должны заниматься самоуничтожением.
- Можете ли вы назвать лидера какой-нибудь страны своим другом?
- Для меня друг – очень важное понятие. Друзей у меня не так уж и много, зато все настоящие. При этом у меня много хороших знакомых, в том числе и среди президентов. Ты входишь в помещение и чувствуешь, возникает ли у тебя с кем-то химия или нет. Главы всех дружественных стран для меня друзья, но иногда важно общаться и с теми, кто друзьями не являются, кого нужно убедить быть с нами в одной лодке.
- Какой вопрос, с которым к вам в ходе встреч обращался кто-то из жителей Эстонии, заставил вас задуматься глубже всего?
- Таких вопросов было много, но я расскажу об одном. Я встречался в Кадриорге с больными раком детьми. Один мальчик предложил мне: «Господин президент, а давайте введем четырехдневную рабочую неделю». Он выступил с таким предложением и уже собрал более ста подписей. Я ответил, что это отличная идея.
Если мы посмотрим на распорядок своего дня, то можем обнаружить, что очень много времени тратится впустую. Конечно, есть должности, которым это не подходит в плане организации труда, но есть и такие рабочие места, на которых за четыре рабочих дня можно успеть сделать всё. Когда я ходил в школу, у нас и по субботам были уроки, а сейчас мы себе такого и представить не можем. Мы движемся в направлении повышения эффективности и все большего применения технологий.