:format(webp)/nginx/o/2023/03/12/15194560t1h2efb.jpg)
На войне происходит обмен не только пленных, но и трупов. Чтобы пополнить «Трупный фонд», как называют его украинцы, несколько украинских волонтерских организаций ищут тела российских солдат, погибших на освобожденных территориях, где шли бои.
«Мы хотим оставаться людьми, - сказал Postimees Алексей Юков, руководитель одной из таких поисковых групп «Плацдарм», отвечая на вопрос, зачем они этим занимаются. - Я не хочу повторения безумия Второй мировой войны, когда мертвых оставляли лежать на земле так, что мы до сих пор их находим».
/nginx/o/2023/03/12/15194564t1hfd2e.jpg)
В воскресенье корреспонденты Postimees стали свидетелями того, как волонтеры «Плацдарма» в прямом смысле слова выкопали тела двух напавших на Украину российских солдат.
Трупы российских солдат были найдены на границе Донецкой и Харьковской областей, в селе Краснополье, где летом и осенью прошлого года шли ожесточенные бои. Наконец, российские подразделения были вынуждены отступить оттуда в начале сентября после успешного контрнаступления украинских войск в Харьковской области.
/nginx/o/2023/03/12/15194565t1he80f.jpg)
Эксгумированные в воскресенье, 12 марта, трупы стали 310-м и 311-м телом российских солдат, найденных добровольцами «Плацдарма» с начала войны. Добровольцы находят убитых и передают тела украинской армии для обмена трупами. В этом году они нашли 15 тел.
Они ведут поиск только в Луганской, Харьковской и Донецкой областях. На востоке Украины существует десять подобных волонтерских команд по поиску трупов. В народе их называют «черными тюльпанами».
/nginx/o/2023/03/12/15194566t1h973a.jpg)
Останки двух неизвестных солдат (поскольку они погибли более полугода назад) были извлечены из полуразрушенного подвала частного дома. На то, чтобы выкопать их из-под камней и мусора, ушло более двух часов.
У одного трупа отсутствовала половина головы, у другого головы не было вообще, из брюшной полости вывалились кишки, а правая рука была раздроблена. Без двадцати два - часы на руке одного солдата, очевидно, показывали время его смерти. На груди того же солдата можно было разглядеть клочки георгиевской ленты. В кармане мужчины было 2 000 российских рублей.
«Вы хотели завоевать больше земель? А что вы получили? Вы оставили десятки тысяч семей без отцов, без сыновей», - сказал Юков, глядя, как из подвала вытаскивают трупы.
/nginx/o/2023/03/12/15194567t1h411b.jpg)
По словам Юкова, подвал, вероятно, был позицией российских солдат, так как перед подвалом было найдено множество гильз. Поскольку следы на телах явно указывают на взрыв, Юков предположил, что украинские солдаты обнаружили их позицию и просто засыпали подвал гранатами. Затем украинцы забрали оружие россиян и двинулись дальше. А тела так и остались в подвале.
Два мертвых российских солдата были найдены участниками «Плацдарма» в подвале соседнего дома несколькими неделями ранее.
/nginx/o/2023/03/12/15194571t1h0929.jpg)
Тела, эксгумированные в воскресенье, недавно обнаружил домовладелец, приехавший осмотреть свое разрушенное имущество. «Он увидел российскую каску, лежащую возле входа в подвал. Он пошел посмотреть и увидел тела в подвале. К счастью, он не пошел изучать их самостоятельно», - сказал Юков.
Поскольку освобожденные территории на востоке Украины - в основном поля и леса - все еще сильно заминированы, окрестности и подвал сначала пришлось обследовать саперам, чтобы сделать место безопасным для эксгумации тел. Только после этого к работе смогли приступить добровольцы из «Плацдарма».
Тела можно опознать по жетонам российской армии на шее. У одного убитого на жетоне был номер UK932014, а у другого - UK932437.
/nginx/o/2023/03/12/15194572t1h1b4a.jpg)
По словам Юкова, на всех найденных телах российских военных был жетон. «Мы всегда сохраняем жетоны и передаем их вместе с телом, - пояснил Юков. - Я знаю, что российские солдаты часто берут эти жетоны с трупов украинских солдат в качестве "сувениров" и хвастаются ими в социальных сетях. Бывают случаи, когда наших погибших много, и тогда эти жетоны все собираются в один ящик вместе с другими найденными документами и передаются нам вместе с телами. Однако в таком случае связать жетон с конкретным погибшим невозможно. Может быть, они делают это специально, чтобы затруднить идентификацию».
/nginx/o/2023/03/12/15194573t1h0cfe.jpg)
Алексей Юков занимается поиском погибших солдат с начала войны в Донбассе в 2014 году. Он является одним из самых опытных «черных тюльпанов» в Украине.
В первые месяцы войны, начавшейся в феврале прошлого года, удалось договориться с россиянами, после чего ему и его команде разрешили вывозить тела погибших украинских солдат с оккупированных территорий. С прошлого лета это стало невозможным, поскольку российская армия больше не разрешает этого делать.
«Россия - агрессор, и нужно уничтожать как можно больше российских солдат, но каждый из них, по крайней мере, имеет право быть похороненным на своей земле», - подытожил Юков.