Пять идей министра Яака Аавиксоо о зарплатах учителей

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
иллюстрация: Pm


7 марта в передаче ЭТВ «Foorum» министр образования Яак Аавиксоо предложил пять идей, как повысить зарплату учителям, и две идеи, как снизить их нагрузку. Что думают об этих предложениях эксперты и заинтересованные лица?

Из числа идей, где изыскать деньги на повышение зарплат учителям, наибольший интерес у специалистов вызвала идея экономии средств за счет учебников.
По мнению министра образования, у нас выпускают слишком красивые и дорогие учебники.

Если выпускать более дешевые учебники, то, как подсчитал
Аавиксоо, зарплату учителям можно будет повысить почти на четыре процента.
Директор Лаагнаской гимназии в Таллинне Мартин Каазик согласен с тем, что идея экономии на учебниках неплохая, ее давно следовало бы осуществить.

Больше э-учебников
По словам Каазика, работа над новыми, более дешевыми учебниками может так затянуться, что учителя смогут рассчитывать на прибавку к зарплате не раньше, чем через пять лет.
Представители учеников, учителей и родителей считают, что нужно как можно быстрее перейти на электронные учебники, чтобы ученикам не приходилось носить в школу учебники, отпечатанные на бумаге.

Идею Аавиксоо не поддержала главный редактор издательства Avita Ли Крийска, заметив, что в современных учебников дорого не оформление, а содержание. «Так что зарплату учителям удастся увеличить разве что на один евро в месяц», — добавила она.

Комментируя предложение о том, чтобы педагоги сами составляли учебники, Крийска сказала, что готова поделиться с Министерством образования другими идеями такого же рода, например, повысить учительские зарплаты за счет денег, отпускаемых на ремонт, и пусть учителя сами красят стены.

Ждет предложений
Как сказал пресс-секретарь Минобразования Ассо Ладва, все идеи, прозвучавшие из уст Аавиксоо в передаче ЭТВ «Foorum» были почерпнуты за день за забастовки из трех источников, касающихся повышения зарплаты учителей. Первый из них — предложение о том, чтобы направлять средства на образование в первую очередь на зарплату учителям.

В качестве второго источника Аавиксоо назвал реформу реорганизации школ, третий источник — дополнительные средства из госбюджета и бюджета местных самоуправлений.

Выступая в передаче «Foorum», министр образования сказал, что лишь предлагает идеи для обсуждения, и было бы неплохо, чтобы остальные тоже выступили с предложениями, как сделать нынешнюю систему более эффективной.

Яак Аавиксоо:
Еще недавно на каждого учителя приходилось 18 учеников, сейчас — 12. Если бы считал математик, то получил бы 50-процентную прибавку к зарплате. Я не математик, а человек, который имеет дело с реальной жизнью, и знает, что эта прибавка растает, как снег весной. Но если останется 15, то это уже очень большая сумма.

Астрид Силдник,
член правления Союза учителей:

Раньше, 10-15 лет назад, учили, как правило, классными комплектами, сейчас все активнее переходят на обучение в группах, соответствующих определенному уровню. Я тоже не математик, и не умею так быстро считать. Но если одной из задач реформы школьной сети является повышение качества обучения, то совершенно очевидно, что эффективнее учить небольшую группу, чем класс из 40 учеников, которые имеют разный уровень подготовки. Будучи практиком, я не понимаю, откуда возьмутся деньги на зарплату учителям.

Тийа Теппан,
вице-мэр Тарту:

Яак Аависто исходит из школьной сети Эстонии в целом. Все мы знаем, что в некоторых регионах количество детей снизилось, и учителя работают не в полную силу, имея по 8-10 учеников в классе. В Тарту такая проблема не стоит — на будущий год за парты сядут больше учеников, и количество классных комплектов вырастет. За восемь лет добавилось 4000 детей.

Из разговоров с представителями соседних местных самоуп­равлений я знаю, что дети предпочитают учиться в Тарту, и мы свою очередь должны быть готовы к тому, чтобы учить этих детей. Вопрос сохранить или не сохранить школу, местные самоуправления будут решать сами. Различия очень велики, нельзя сравнивать Тарту с Таллинном. Вероятная экономия зависит от конкретных самоуправлений.

Если деньги будут аккумулироваться в бюджете министерства, то Тарту необходимо будет отчислять дополнительно. 

Яак Аавиксоо:
Учителя — это единственная группа работников, которым по закону выделяются три процента на повышение квалификации. Может, организовать эти курсы таким образом, чтобы эти три процента можно было добавить к учительской зарплате?

Мартин Каазик,
директор Таллиннской Лаагнаской гимназии:

Перенаправив на зарплаты деньги, предусмотренные для повышения квалификации, мы добьемся эффекта, несколько раз упомянутого Мартом Лааром — будто в штаны написали: сначала хорошо, а потом плохо. Отказ от повышения квалификации обернется банкротством учреждений, занимающихся обучением учителей, и переходом компетенции в другие сферы, в результате чего произойдет падение качества работы и стагнация учительского состава.

Энн Кирсман,
председатель правления Союза родителей:

По-моему, это вообще вредительское предложение, которое противоречит основной задаче министра — найти содержательное решение вопросу основной школы и гимназии. Школа нового типа требует учителей, думающих и обучающих по-новому. Если отобрать деньги на повышение квалификации, то откуда они будут появляться? Из университетов? Но сколько времени университетам потребуется, чтобы выучить необходимое количество таких преподавателей?

Астрид Силдник,
член правления Союза учителей:

С учебной программой связана и тема повышения квалификации учителей. Поскольку новая программа предъявляет к учителя очень высокие требования, то это значит, что им нужно больше курсов повышения квалификации. А идея о том, что учительскую зарплату следовало бы повысить за счет денег, предусмотренных для их обучения, в длительной перспективе не принесет пользы.

Яак Аавиксоо:
Давайте подумаем о том, как обойтись с тем резервом, который находится в фонде поддержки местных самоуправления — четыре миллиона евро. Сколько выходит? Три процента. Вы готовы к тому, чтобы думать вместе?
 
Мартин Каазик,
директор Таллиннской Лаагнаской гимназии:

Проблема в том, что многие самоуп­равления не финансируют в нужном объеме опорные услуги (психолог, логопед, социальный педагог и другие), и школы вынуждены использовать на них деньги из учительской зарплаты. Если запретят использовать деньги из учительской зарплаты на упомянутую деятельность, то останется две возможности: либо опорные услуги станет оплачивать самоуправление, либо от них придется отказаться. Если мы упраздним логопедов, психологов и социальных педагогов, то учебная среда ухудшится, работать учителям станет намного труднее.

Отть Казури,
исполнительный директор Союза уездных самоуправлений:

Мы не хотим сейчас комментировать эти темы. Это тема рабочей группы по переговорам. Рабочая группа Союза уездных самоуправлений и Союза городов соберется 16 марта и, естественно, мы ознакомимся и обсудим все идеи, представленные министром образования в передаче «Foorum», а затем сформируем по их поводу собственную позицию.
 
Энн Кирсман,
председатель правления Союза родителей:

К сожалению, я не знаю, как прокомментировать это предложение. Если это добавит денег в сфере образования и при этом не навредит другим важным сферам жизни, то почему бы и нет. В то же время я уже представляю, как взбунтуются союзы самоуправлений из-за того, что министр пытается залезть в их кошелек. 

Яак Аавиксоо:
Очевидно, что на учебники мы тратим слишком много. Эти красивые книжки с глянцевыми обложками по цене 9–12 евро явно непомерно дороги. Давайте делать вместе и дешевле. Возьмем то, что сэкономили, и добавим к учительским зарплатам.

Ли Крийска,
главный редактор издательства Avita:

Если министр считает, что не нужно делать такие красивые учебники, то вынуждена огорчить его: высокая цена цветной печати осталась в прошлом, а самым важным компонентом книги является ее содержание. Повышение зарплаты за счет этого составит меньше одного евро в месяц. Конечно, стоимость учебников можно понизить и за счет больших тиражей, но тогда следует ввести и общегосударственную обязанность рожать или создать государственное издательство учебников, через которое правительство всегда сможет пропагандировать свои идеи.
 
Кулдар Розенберг,
председатель правления Союза ученических представительств:

Комментарий по поводу дорогих учебников звучит целесообразно, принимая во внимание то, что многие учителя пошли путем минимального использования учебников, а то и вовсе отказались от них. Вместо учебников лучше использовать их дигитальные версии и личные конспекты. Многие учителя уже практикуют это, хотя деньги на учебники уже потрачены.

Стоимость и использование учебников находятся в непропорциональном соотношении, и расходы на них зачастую оказываются лишними. Физические копии учебников быстро устаревают, и их можно обновлять, только покупая новые.

Кроме того, пересмотрев критически использование учебников и сократив их объем, можно будет решить и проблему тяжести школьного портфеля. Например, в профучилищах комплект учебников зачастую приобретается на классное помещение, а не на каждого ученика.

Яак Аавиксоо:
Чтобы было бы, если реорганизовать школы так, чтобы в классах сидело чуть больше учеников, скажем, на 10 процентов? Поддержали бы учителя и общественность, поскольку это повысит зарплаты на 10 процентов?

Мартин Каазик,
директор Таллиннской Лаагнаской гимназии:

Увеличение числа учеников в классе действительно дает на бумаге экономию, но в реальной жизни это выглядит весьма утопично.

Согласно Закону об основной школе и гимназии в основной школе число учеников в классе не должно быть более 26, то есть объединением двух параллельных классов никак не получить один или два класса по 30 учеников. Изменить число учеников реально можно лишь во время набора в первый класс, а зарплату это повысит учителю максимально лишь процентов на пять да и то через шесть-семь лет после вступления в силу соответствующего закона. Большинство основных и начальных школ вне больших городов тогда пришлось бы закрыть. Неужели массовая перевозка учеников будет более целесообразной?

Энн Кирсман,
председатель правления Союза родителей:

Позволю себе усомнится в эффективности этого способа. Если целями являются экономия средств и более высокие зарплаты, то можно увеличить число учеников в классе хоть в десять раз и в десять раз увеличить зарплату учителям.

Но что это будет означать для развития детей? Кроме того, в большинстве школ в Эстонии ситуация такова, что детей есть столько, сколько их есть, и дополнительных взять неоткуда. Если установить минимальные нормы для начальных и основных школ, то кроме сети гимназий нам придется сильно подсократить и сеть основных школ. Но ведь общественности обещали, что в результате реформы как основные школы, так и гимназии будут укреплены.

Яак Аавиксоо:
В Эстонии самый коротких учебный год — 35 недель, или 175 дней, и очень длинные каникулы. Есть ли в этой теме что-то, что достойно обсуждения?

Энн Кирсман,
председатель правления Союза родителей:

Этот вопрос, по-моему, стоит того, чтобы его взвесить. Распределив этот же самый объем программы на большее число учебных дней, мы существенно снизим дневную нагрузку учеников, что можно только приветствовать. Но мой крестьянский разум говорит мне, что этим зарплату учителям не увеличишь, скорее, это снизит привлекательность работы учителем. Если лишить педагогов 56-дневного отпуска летом, то отпадет очередная мотивация, почему молодые люди люди должный идти на зарплату младшего учителя в школу.

Астрид Силдник,
член правления Союза учителей:

Самые большие эмоции вызывает идея сокращения летних каникул, которая на первый взгляд не нравится ни учителям, ни школьникам. Тут много обстоятельств: реальная нагрузка учителей во время учебы составляет около 50 часов в неделю, после которых требуется много времени на восстановление.

Это же самое относится к ученикам, поскольку нагрузка у усердных школьников иногда даже больше, чем у преподавателей. Многие ученики летом работают, зарабатывая себе или семье деньги.

Увеличение продолжительности учебного года наверняка снизило бы еженедельную нагрузку учителей и учеников, если, конечно, кому-то не взбредет в голову увеличить объем программы. Так что этот вопрос обязательно следует обсудить с участием всех — учителей, учеников, школьных руководителей и родителей. 

Яак Аавиксоо:
Одни учителя работают более 50 часов в неделю, а другие справляются за меньшее время. Необходимо поддерживать более эффективную работу вне уроков и технологии, которые позволят сократить механический контроль. Я уверен, что следует меньше задавать заданий на дом, тогда и исправлять придется меньше.

Кулдар Розенберг,
председатель правления Союза ученических представительств:

Если увеличить учебный год, то времени, за которое надо пройти учебную программу, будет больше. Ученики будут больше проводить времени в школе, где учеба гораздо продуктивнее, чем дома. Исходя из этого, можно будет реализовать и высказанную Аавиксоо еретическую идею о сокращении домашних заданий. Это было бы хорошее решение как для учителей, так и для учеников.

Астрид Силдник,
член правления Союза учителей:

Часть преподавателей уже использует инфотехнологии, чтобы было легче управлять домашней работой учеников, хотя поначалу это даже увеличивает объем работы. Положительный эффект дало бы совмещение предметов, то есть, если бы преподаватели разных дисциплин работали в команде при рассмотрении определенных тем.

Нередко можно слышать, что хороший учитель преподает без учебника — это звучит как оправдание тому, что отсутствует необходимый методический и опорный материал. Эстонцы, рассказывая истории и распевая руны, передавали знания из поколения в поколение, но поскольку в современной школе контроль знаний осуществляется в основном в письменной форме, то что-то должно быть и в письменной форме, где ученик мог бы навести справки.

Вот и приходится хорошим учителям до позднего вечера готовиться к занятиям, беспокоясь, чтобы хватило лимита на ксерокопирование, и надеясь, что в школу наконец-то поступят обещанные учебники.

Ключевые слова

Наверх