Война не изменила экономические модели
В то же время, по словам Гильден, изменившиеся экономические условия не помешали деятельности малых предприятий Эстонии, и внутренняя логика секторов оказывает большее влияние, чем исключительные обстоятельства войны.
«Предпринимательское поведение и поиск возможностей финансирования продолжали следовать обычным отраслевым пиковым сезонам и другим закономерностям финансового года в общей картине за последние 12 месяцев. Существует также четкая разница между отношением предпринимателей, переживших и не переживших Великую рецессию, начавшуюся в 2008 году. Первые быстро перешли в "кризисный режим", в то время как вторые были более склонны к беспокойству и в подавляющем большинстве случаев видели черные сценарии», - объяснила Гильден.
«В прошлом году были признаки риска. Например, факторинг, за которым обращались компании, только недавно начавшие свою деятельность, был сигналом неуверенности и скорее борьбы за сохранение платежеспособности. Но сейчас львиная доля клиентов нуждается в дополнительных деньгах не для затыкания дыр, а для развития. Есть и реалистичные амбициозные планы, и уверенность в финансировании и реализации этих планов», - сказала она.
Война ударила, но оптимизм сохраняется
«Согласно статистике Банка Эстонии, в последнее время в экономике Эстонии в целом наблюдается рост прибыли предприятий. Создается впечатление, что, по крайней мере некоторые, эстонские владельцы малых предприятий и предприниматели в значительной степени приняли экономический удар от войны в Украине на себя и по большей степени уберегли от этого своих сотрудников», - пояснила Гильден.
«В результате предприниматели стали чаще, чем раньше, обращаться за внешней поддержкой, такой как гарантии и факторинг, чтобы высвободить оборотные средства для развития. Но тот факт, что планы роста не были отложены в сторону в тяжелые времена, показывает, что экономические последствия войны не ослабили дух малых предприятий Эстонии. Напротив, оптимизм преобладает. Теперь от государства и банков зависит обеспечение понимающей и поддерживающей среды, чтобы этот настрой смог как можно быстрее вывести Эстонию из рецессии», - отметила менеджер по кредитам банка Finora.