Cообщи

Игорь Калакаускас «Русская фига» против хлыста, страна в долговой яме и зарплатный рай для чиновников

Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Konstantin Sednev

Переговоры о создании нового правительства длятся почти месяц. Основные вопросы к партиям сейчас таковы: как они намерены вытащить Эстонию из долговой ямы, что делать с социальной несправедливостью и чего они хотят добиться чрезмерной жесткостью в отношении русскоязычной части населения, пишет учитель и публицист Игорь Калакаускас.  

Судя по той информации, что просачивается наружу, борьба идет за каждую строчку соглашения. Лично у меня складывается впечатление, что представители партий, наконец, осознали, что казна не просто заметно оскудела: чтобы выполнить хотя бы часть обещаний, щедро раздававшихся накануне пятого марта, придется отчаянно скрести по сусекам без особой надежды на удовлетворение политических амбиций. Эстония если не на грани банкротства, то, как минимум, в долговой яме, быстро выбраться из которой не получится.

Казна пуста, а зарплаты топ-чиновников растут

На то, что бюджет трещит и не справляется, внимательные эстоноземельцы обратили внимание еще полгода назад, когда на вопросы о финансовых планах государства на 2023 год представители органов исполнительной власти отвечали расплывчато и неуверенно. Да, зарплаты в госсекторе немного подняли, но совершенно очевидно, что о реальной индексации речи не идет – предпринята лишь робкая попытка покрыть хотя бы часть возросших расходов.

Хотя здесь хотелось бы заметить, что индексация все-таки случилась: высшие чиновники получили существенную прибавку к жалованию. Прибавка абсолютно законная, поскольку оклады государственной номенклатуры и приближенных к ней напрямую связаны с размером поступлений от страховой пенсионной части социального налога за предыдущий год (иными словами, средняя зарплата увеличилась) и инфляцией.

Пресс-конференция на тему коалиционных переговоров. Слева направо: лидер социал-демократов Лаури Ляэнеметс, лидер реформистов Кая Каллас и председатель «Ээсти 200» Лаури Хуссар.
Пресс-конференция на тему коалиционных переговоров. Слева направо: лидер социал-демократов Лаури Ляэнеметс, лидер реформистов Кая Каллас и председатель «Ээсти 200» Лаури Хуссар. Фото: Tairo Lutter

Не сочтите меня популистом, но именно сейчас, когда все мы пребываем в шоке от чуть ли не ежедневно поднимающихся цен, эта техническая процедура выглядит издевательством. Мало того, что само понятие «средняя зарплата» это вещь, скорее, субъективная (зарплаты в конвертах никуда не делись, «серые» схемы очень распространены, не говоря уже о доходах пенсионеров и живущих на пособие) – большинство населения воспринимает апрельское повышение доходов высокопоставленных государственных служащих как доказательство того, что эти служащие не видят прямой связи себя с народом, интересы которого они представляют и защищают.

Хотя многие и понимают, что если эти зарплаты и заморозят на некоторое время, это не поможет заметно облегчить положение наименее защищенных слоев населения – здесь вопрос социальной справедливости. Формирующаяся коалиция могла бы объявить о том, что принцип начисления денежного довольствия чиновников нуждается в пересмотре.

Фига и битва Кылварта с Ратасом 

Несмотря на то, что накануне выборов «русский вопрос» попытались замести под ковер, проблему взаимоотношений между эстонским государством и русскоязычным меньшинством это не решило. Думаю, что партнеры будущей коалиции чувствуют, что задвинутая, пусть и на ближайшее время, перспектива сворачивания школьного образования на русском языке даст результат не скоро, а что делать сейчас, не очень понятно. Отдельные события и косвенные факты четко указывают на то, что русские могут долго держать фигу в кармане и их лояльность так или иначе нужно на что-то обменивать.

Центристская партия, чьим электоратом долгие годы были многие русские, заметно подрастеряла пыл, русские центристы находятся в явной растерянности. Грядущий съезд вряд ли сможет изменить ситуацию. Как мне кажется, Ратасу не хватает харизмы и цельности, а Кылварт по понятным причинам не сможет стать лидером – ни формальным, ни реальным. Возрождение ЦП возможно только при условии четкой и недвусмысленной программной установки, которая устроит всех ее избирателей. И я уверен, что с нынешним лидером она обречена на дальнейшее увядание – результаты выборов были первым четким звоночком.

Идея правительственного представительства в Ида-Вирумаа кажется мне мертворожденной. Нужны не представители, а взвешенный план коммуникации с жителями уезда, когда этих жителей воспринимают не как несмышленышей, ждущих путинских танков, а как людей, с чьими интересами готовы считаться. Да, я согласен с тем, что это очень непростая публика – я сам не всегда понимаю, какая каша у них в головах, но не стоит забывать, что на инфопространство, в котором она варилась все эти годы, Эстонская республика не обращала особого внимания.

Москва и интеграция 

Сейчас, когда противостояние Кремля с цивилизованным миром подошло к критической точке, особенно важно нейтрализовать влияние Москвы на умы русскоязычных жителей Эстонии. Запрет вещания российских телеканалов мало повлиял на умонастроения этой социальной группы, давайте хоть в этом сами себе признаемся.

На этом фоне с учетом в целом довольно нервной обстановки трудно понять, на какой эффект рассчитывают те, кто полон решимости лишить обладателей красных и серых паспортов права голоса на муниципальных выборах. Русским еще раз хотят показать их место и надеются получить в ответ сердечную благодарность? Смело, конечно, тешить себя такими грезами.

Москва несколько лет вела в странах Балтии целенаправленную политику межэтнического раскола практически под носом у эстонского государства. Чтобы разрушить стену недоверия между русскими и этим самым государством, во-первых, политикам нужно признать свои ошибки, а во-вторых, придется потратить годы кропотливой работы. Работа должна быть осмысленной, носить точечный характер и корректироваться в сотрудничестве с теми, кого так хотят интегрировать. Без равноправного диалога ничего не получится.

Что касаемо коалиции, то я бы предложил партнерам по переговорам не только ускориться, но и не ходить вокруг да около и честно признаться, что мы входим в режим жесткой экономии, и на своем примере доказать готовность сокращать затраты на все те излишества, которые мы в последние годы себе позволяли. Сейчас не имеет особого значения, по чьей вине настали очевидные экономические трудности. Отвечать за ошибки и некомпетентность придется всем. Возможно, это хоть как-то отрезвит тех, кто привык верить пустым обещаниям политиканов.

Наверх