/nginx/o/2022/05/29/14586501t1h1f9d.jpg)
- Рост эстонского влияния на континенте вызывает зависть
- Стал ли Таллинн слишком сильным для Европы?
Эстония начала поддерживать Украину еще до полномасштабного военного вторжения России в феврале 2022 года. Таллинн был прав насчет России, и это бельмо на глазу для как для Москвы, так и, к сожалению, для некоторых союзников, пишет эксперт по безопасности Эркки Коорт.
Когда Эстония начала оказывать летальную военную помощь Украине, это многих встревожило и в Эстонии, и в Европе. Ситуация была взрывоопасной, поскольку 120 000 российских солдат ждали начала вторжения на границе Украины. Даже в Эстонии неоднократно возникал вопрос, что, может быть, нам самим нужны Javelin и гаубицы, ведь непредсказуемость России для нас не новость.
Не заостряйте внимание на какой-нибудь дуэли Strela и Stinger. Возможно, этого и хотят, чтобы мы сосредоточились на этом и таким образом не заметили чего-то другого более важного.
Однако лица, принимающие решения в правительстве, Министерстве обороны и Силах обороны стояли на своем, и в СМИ неоднократно сообщалось, что именно Javelin из Эстонии помогли Украине успешно защитить Киев. Отличный стратегический ход.
Однако самые большие проблемы были с гаубицами, полученными из Финляндии и произведенными в Германии, которые Берлин не хотел допускать на войну. Это была повторяющаяся странная в условиях войны позиция, которую в основном продвигали Германия, а также Швейцария, согласно которой военное оружие не может попасть на поле боя. Конечно, стоит иметь в виду эти сведения при оформлении военных заказов в будущем, и не исключено, что правовое пространство, касающееся (государственных) закупок Эстонии и ЕС, также нуждается в соответствующем изменении. Иными словами, мы не будем покупать в будущем вещи, использованию которых в кризис, т.е. чтобы помочь союзникам, можно воспрепятствовать.
/nginx/o/2022/08/21/14776661t1h08ef.png)
Давление союзников, первоначально подталкиваемое Эстонией, усилилось, и в конце концов немцы сдались.
Politico вступает в игру
28 марта 2023 года серия побед Эстонии потерпела сиюминутную неудачу, поскольку в тот же день влиятельное издание Politico опубликовало информацию, будто Эстония обовляет свой арсенал за счет отправки оружия в Украину. Это неправда, и утверждения, изложенные в статье, были фактически опровергнуты премьер-министром, Минобороны и несколькими разными экспертами. Вышеупомянутое также связали с принятым под руководством Эстонии общим собранием 23 марта решением, в рамках которого ЕС закупит для Украины миллион снарядов.
/nginx/o/2022/02/24/14389703t1hf18d.jpg)
Оставляя в стороне содержание статьи, оказывая различную помощь, всегда ведут себя так, как писало издание Politico. Как в гражданском, так и в военном кризисе всегда в первую волну отдаются имеющиеся на складах вещи, поскольку получить новые сразу невозможно. Это особенно актуально для стран, не имеющих собственной военной промышленности, но также и для тех стран, у кого она есть. Только посмотрите на медлительность производства снарядов в западных странах. Если бы Эстония заплатила за новые боеприпасы, Украина до сих пор ждала бы их и не смогла бы использовать их для защиты Киева. Так что отдали то, что было в наличии, поскольку, к счастью, нам не нужно было самим сразу использовать это оружие. Мы можем немного подождать.
Большая часть упомянутого в статье Politico была посвящена тому, какие ракеты есть у Эстонии, а каких нет. Не заостряйте внимание на какой-нибудь дуэли Strela и Stinger. Возможно, этого и хотят, чтобы мы сосредоточились на этом и таким образом не заметили чего-то другого более важного.
Таким образом лучшим продавцом нашего э-государства был Путин, поскольку без него люди не узнали бы об э-государстве где-нибудь в Северной Европе.
Общественность не знает обо всех действиях Эстонии по помощи Украине, и все сводится к войне. В то же время некоторые цифры оружия были обнародованы как раз на фоне статьи в Politico. Если их можно было назвать сейчас, то почему не раньше? Убедить эстонское общество важно, но ситуацию это не изменит, поскольку на самом деле у нас нет Strela.
Эстония была самым большим помощником Украины, а также одним из самых успешных претендентов на возмещение из фонда восстановления. Согласно данным, опубликованным Politico, Эстония запросила 160,5 млн евро, из которых 134,2 млн евро было возмещено по ставке 84%. При этом Швеция запросила 7, Финляндия 4,7, Латвия 59, Литва 31 и Франция 28 миллионов евро. Я оставляю в стороне споры о десятичных знаках и о том, что ряду другие страны дали меньше или оружие, которое не планируется заменять. В последующей статье, опубликованной днем позже, Politico представило цифры именно в таком порядке. Это не случайно, поскольку таким образом эстонское число оказывается просто в 19 раз больше, чем следующее по порядку.
Москва или зависть
Самообман состоит в том, что все аплодируют нам за то, что мы взяли на себя инициативу в поддержке Украины, и они могут вообще не быть агентами российского влияния. Просто Эстония стала значительно более влиятельной, чем до февраля 2022 года, и это может не понравиться тем, вес слова которых из-за этого уменьшился.
Значительный рост эстонского влияния начался в 2007 году во время Бронзовой ночи, когда, помимо беспорядков в основном на улицах Таллинна, организовывались и масштабные (хотя и элементарные) кибератаки. Это позволяло значительно увеличить влияние, но было безопасно, поскольку не посягало на чужие игровые поля. В этой области просто не было никого впереди.
Таким образом лучшим продавцом нашего э-государства был Путин, поскольку без него люди не узнали бы об э-государстве где-нибудь в Северной Европе. Так обстоит дело и сейчас, и действия Путина способствовали росту влияния Эстонии, но на этот раз влияние кого-то другого должно уменьшиться.
:format(webp)/nginx/o/2022/08/22/14779641t1hffe4.jpg)
Прорисовывается другая закономерность. Когда Эстония выступила с заявлением об ограничении виз для туристов из России, нас тут же обвинили в поддержке терроризма. По меньшей мере двое лиц, причастных к нашумевшему нападению, якобы бежали через Эстонию. Первый случай был связан с побегом предполагаемого убийцы дочери Александра Дугина через Эстонию, и нас не обошел стороной подрыв Крымского моста, поскольку «там тоже был обнаружен эстонский след». Теперь предвзятая статья вышла сразу после инициативы по поводу миллиона снарядов. Совершенно очевидно, что при следующих успешных шагах мы вновь подвергнемся подобной атаке.
Угроза, исходящая от нас самих
Успех порождает высокомерие, и нет смысла думать, что некоторым нашим функционеры в ЕС так не кажется. Провал на нескольких совещаниях может быть достаточным стимулом, чтобы продать полуправду. В стратегическом плане этот провал стал вдобавок еще и публичным, поскольку было признано, что к странам Восточной Европы следовало прислушиваться больше. Всем ли нравится, что мы были правы насчет России? Видимо, нет.
Большая часть коммуникации, направленной на опровержение статьи Politico, предназначена для на нашего внутреннего потребления, но это не меняет общей картины. Премьер-министр сказала в интервью, что событие не имело широкого освещения в других странах. Вероятно, это так, потому что Politico читают не все, и издание не является сколько-то значимым источником аналитики для СМИ многих крупных стран.
Влияние этого происшествия нельзя недооценивать и высмеивать, потому что тогда мы что-то несомненно оставим без внимания, а у некоторых мы можем, скорее, только усилить зависть. Однако успех всегда имеет свою цену потому, что в первую очередь, кому-то покажется, что ты перестарался, потому что так еще никогда не делалось. Во-вторых, противник наблюдает за каждым твоим шагом, и обязательно использует все возможности, чтобы отомстить тебе. В-третьих, может случиться так, что вы где-то действительно переборщите в опьянении от победы.
Ни сокращать поддержку Украины, ни сдерживать себя, конечно, не надо, но надо сохранять хладнокровие. Впрочем, не стоит и испытывать удивления, что рост влияния Эстонии не вызывает радости на всем континенте и не заставляет никого говорить, выражаясь языком кинематографа: «Таллинн стал слишком сильным, а фогт – слишком нахальным».