Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

У нас - все звезды Украины: в Таллинн приехала важнейшая выставка года

Фото статьи

С 8 апреля в Эстонском художественном музее откроется выставка «Футуромарення» (укр. «Грезы о будущем»). Киевские кураторы привезут в Таллинн лучшие образцы украинского авангарда начала XX века. Это лишь малая часть обширного наследия, которому угрожает российская агрессия в Украине. Союзнический Таллинн дал шедеврам из воюющего Киева временное убежище.

Современному человеку не нужно долго рассказывать о ценности авангарда. Все хотя бы слышали, что это важно. Начиная с авангарда искусство сделало ставку на новизну. Стало современным, как мы понимаем его сегодня.

Историческим авангардом принято называть захвативший многие страны период бури и натиска конца XIX – начала XX века. Выставка такого искусства – гвоздь, на котором держится годовая программа любого мирового музея. А выставка, которую привозит в Таллинн киевский арт-центр «Мистецький арсенал», важна для Эстонии вдвойне.

Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз сцены «Моб» по роману Эптона Синклера «Меня зовут плотником». Театр им. Ивана Франко, Харков. 1924.

Авангард является частью интернационального модернизма, а это – приоритетное направление исследований для сотрудников Эстонского Художественного музея. Координатор выставки, руководитель отдела графики KUMU Эльнара Тайдре отмечает общую закономерность интереса к искусству Украины: «Изучая особенности истории искусства наших собратьев по судьбе, мы лучше понимаем и свое наследие».

Есть и более злободневная причина, и она лежит на поверхности. «Выставка в сотрудничестве с украинскими музеями – жест солидарности, возможность выразить наше сочувствие и поддержку украинскому народу, коллегам и художественным институциям. Знакомя зрителя с ценной частью их авангардного наследия, мы одновременно предоставляем ему безопасное место временного хранения в Эстонии» - поясняет директор музея Кади Полли.

Александр Богомазов. Пожарище. 1916. Национальный художественнный музей Украины.

Деколонизация украинского искусства

Накануне вторжения России в Украину выставка демонстрировалась в Киеве. Ее название резонировало не только с футуризмом, основателем которого был сын запорожского казака Давид Бурлюк. Это был образ того будущего, которое в конце 2013 года выбрала Украина, вставшая на путь борьбы за настоящую, а не номинальную независимость от восточного соседа.

О том, что так называемый «русский авангард» может иметь и другое название, говорилось еще в конце прошлого века. В 1979 году американская славистка украинского происхождения Мирослава Мудрак выпустила монографию-альбом «Современное искусство из Украины». Через 10 лет уже в швейцарской Лозанне одесситка Валентина Васютинская, жена классика французского искусствоведения Жана-Клода Маркаде, издала книгу «Искусство Украины». Тем не менее, еще недавно Казимира Малевича, Александру Экстер и Давида Бурлюка изучали как представителей «русского авангарда». Их распознавание в украинской оптике – не дань военному времени, а часть давно начатой деколонизации искусства на территории бывшей империи.

Александра Экстер. Эскиз костюма для спектакля «Ромео и Джульетта» («Фигура с кинжалом»). Камерный театр, Москва. 1921. Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины.

Эльнара Тайдре напоминает, что выставка называется не «украинский авангард», а «Украина и авангард». Взаимосвязь здесь сложнее и свободнее. «Украинские коллеги иллюстрируют своим проектом творческое видение будущего, которое зародилось на исторических территориях Украины в период 1910–1920-х годов. Это не обязательно означает национальную принадлежность. Скорее, принадлежность к культурному пространству, диалог с ним и вклад в его развитие», - комментирует Тайдре.

Процесс полураспада европейских империй в начале XX века показал всю нелепость чьих-либо притязаний на этническую чистоту. Так, поляк с белорусскими корнями по имени Казимир Малевич родился и вырос в Украине. Образы украинской деревни определили мотивы его фигуративной живописи и эскизов к вышивкам – кстати, их реконструкции представлены на выставке. Он подолгу жил в России и Беларуси, везде оставляя свой вклад. В конце жизни он сам назвал себя украинцем в мемуарах, но и это – история самосознания, а не повод для приватизации одной национальной школой.

В своих знаменитых «крестьянских» сериях Малевич запечатлел образы из детства, когда он бегал с окраины Конотопа в поля и наблюдал там работников в ярких одеждах на фоне разноцветных полос земли в разные периоды полевых работ.

Космополитичное вообще – национальное в деталях

Киевский коллекционер Игорь Оксаметный - вдохновитель и сокуратор выставки – считает, что космополитизм авангарда рельефно проявляется в национальных чертах конкретных школ, буквально проступает в деталях.

«Например, кубистические произведения Александры Экстер резко отличались от работ изобретателей этого направления Пабло Пикассо и Жоржа Брака своим ярким колоритом, характерным для украинского народного искусства. Схожие фольклорные истоки мы видим у многих художников – Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Марии Синяковой, Сони Делоне, Василя Ермилова, Бориса Косарева, Анатолия Петрицкого. Национальное конструируется как особая концепция, которая проявляется в также литературе и театре той эпохи» - заключает Оксаметный.

Василь Ермилов. Булка. 1914. Мистецький арсенал

Украинское футуристическое движение эксперт рассматривает «как сердцевину, ядро авангарда, история которого длилась 16 лет, что превышает его продолжительность во многих других странах». Оксаметный напоминает, что в Украине была создана теория панфутуризма, которая провозглашала объединение всех левых творческих сил. «Это было утверждение синтеза различных экспериментальных практик с целью создания единой программы развития культуры. Украинские футуристы начала 1920-х годов грезили о тотальном искусстве, которое они называли метаискусством будущего».

Обложка издания русских переводов Михайля Семенко с комментариями.

Панфутуризм – направление украинского авангарда, которое возглавил киевский поэт Михайль Семенко. Под этим названием в 1921 году объединились литературные группы «Фламинго», «Ударная группа поэтов-футуристов» и «Комкосмос». Сам амбициозный термин придумал плодовитый поэт и эссеист Гео Шкурупий, который был расстрелян в 1937 году по стандартному обвинению за участие в украинской националистической организации.

Апофеоз разнообразия и синтез искусств

Выставка принципиально всеохватна. Она иллюстрирует притязания авангарда на перекройку мира, на новый отсчет ценностей искусства и жизни. Поэтому кураторы складывают пазл, чтобы показать, как эстетическая система кочует от одного носителя к другому. «Буквально от живописи до вышивки, от эскиза театрального костюма до архитектурного проекта, – перечисляет Эльнара Тайдре. – В результате рождаются уникальные примеры художественного синтеза, такие как «поезомалярство» (визуальная поэзия - прим. ред.)». На выставке этот феномен воплотит медиа-инсталляция, использующая современные технологии.

Cоломон Никритин. Путешествие вокруг света. 1918–1920. Мистецький арсенал

Как обычно, выставку такого масштаба сопровождает обширная публичная программа. В нее привлечены обучающиеся в Таллинне украинские студенты, а также учителя и школьники таллиннских школ, куда приняты на учебу дети из Украины. По словам организаторов с эстонской стороны, музей работает над тем, чтобы показать знаковые картины украинского киноавангарда, произведенные в 1920-е годы легендарным киевским объединением ВУФКУ. Под эти показы будут приглашаться лекторы из самой Украины.

Есть все предпосылки к тому, что эта выставка откроет серию проектов по реализации встречных интересов музейщиков Эстонии и Украины. В KUMU интересуются темой эстонско-украинских контактов и диалога художников советской эпохи.

Выставка «Футуромарення. Украина и авангард» продлится до 10 сентября.

Комментарий

«Мы принимаем вызов империи и уповаем на лучшее будущее»

Ольга Мельник, куратор

Виктор Пальмов. Пляж. 1926. Мистецький арсенал.

На первый взгляд, наша выставка - о футуризме как направлении в искусстве. Однако вторая часть этого двусоставного слова «марення» (рус. греза) позволяет расширить рамку и говорить о видении будущего с помощью художественных практик 1910-х и 1920-х годов. Нас интересует футуризм не как художественное направление, а как пассионарный толчок к созданию новой художественной формы, которая провоцирует и общественные трансформации. Поэтому мы не ограничиваемся произведениями тех, кто считал себя футуристами. Мы хотим показать богатство и непрерывность палитры авангарда от кубофутуризма до конструктивизма.

По сравнению с киевской выставкой мы усилили акцент на Украине. Сегодня мы говорим об искусстве не столько в эстетическом смысле, сколько в аспекте нашей идентичности, наследия, истории. Это рассказ о себе от первого лица. В то же время эта история еще не стала прошлым, что особенно очевидно в контексте продолжения российской агрессии. Агрессор атакует нашу культуру и хочет ее уничтожить. Как и сто лет назад, мы вновь принимаем вызов империи и уповаем на лучшее будущее.

Комментарии
Наверх