КаПо бьет тревогу: количество мусульман из стран риска в Эстонии растет очень быстро (1)

Copy
В Эстонии увеличилось число иммигрантов из исламских стран.
В Эстонии увеличилось число иммигрантов из исламских стран. Фото: «Täistund»

Исчезновение дешевой рабочей силы из Украины и Беларуси из-за привело к всплеску иммиграции из так называемых стран риска. В основном, речь идет о Центральной Азии. За последний год по краткосрочным визам в Эстонии въехали тысячи узбеков, таджиков, киргизов и казахов. КаПо видит в этом растущую угрозу безопасности.

Сейчас время Рамадана. Сотни мусульман собираются в Исламском центре на улице Кеэвисе в Таллинне, чтобы помолиться на закате. Подъезд многоэтажного дома заполняется чрезвычайно многонациональным обществом. Пришли узбеки, турки, пакистанцы, казахи, азербайджанцы, нигерийцы, татары и другие. Перед тем, как идти в молитвенную комнату, они выстраиваются в очередь и моют ноги и руки. «Число мусульман увеличивается. Мы уже здесь из 36 разных стран. Когда в 1994 году Исламский центр был открыт, нас было меньше двадцати человек, а сейчас, в конце Рамадана, здесь собирается почти 1000 человек», – говорит марокканец Бадр, работающий в Исламском центре. «Скоро мы здесь не поместимся, нам нужно дополнительное пространство. Нам нужна бы мечеть», – добавляет алжирец Наджиб.

«Наша мечта - иметь собственную мечеть», - признаются журналисту Эло Мыттус-Леппик работающие в Исламском центре марокканец Бадр и алжирец Наджиб.
«Наша мечта - иметь собственную мечеть», - признаются журналисту Эло Мыттус-Леппик работающие в Исламском центре марокканец Бадр и алжирец Наджиб. Фото: «Täistund»

Резко увеличилась иммиграция из исламских стран

По данным Полиции безопасности, мусульманская община в Эстонии постоянно растет и сегодня насчитывает около 10 000 человек. «Иммиграция из стран, относящихся к зоне риска с точки зрения исламского экстремизма, т. е. из стран, где есть проблема с исламским экстремизмом и терроризмом, но которые не могут или не хотят адекватно решать эту проблему, в последние годы постоянно увеличивается», – говорит Мартин Арпо, заместитель генерального директора Полиции безопасности. Здесь уже постоянно проживает почти 10 тысяч граждан из таких стран во главе с индусами, нигерийцами, турками и азербайджанцами. Однако в последний год наметилась новая и, по мнению КАПО, тревожная тенденция – с начала войны в качестве дешевой рабочей силы стали принимать на работу узбеков, таджиков, казахов и киргизов.

Количество граждан стран риска с действующим видом на жительство

Ниже приведено количество граждан стран риска с действующим эстонским ВНЖ по состоянию на 1 января 2016 года и 1 января 2023 года. 

2016/2023

Индия 376/1662

Нигерия 237/1295

Турция 245/1015

Азербайджан 274/810

Пакистан 88/705

Иран 73/574

Бангладеш 77/466

Казахстан 158/402

Египет 92/301

Филиппины 41/230

Узбекистан 61/189

Шри-Ланка 27/192

«В Эстонию стало приезжать много людей из стран риска Средней Азии. Узбекистан, безусловно, является основной страной, из которой происходит миграционное давление на Эстонию», – говорит Индрек Ару, начальник пограничного управления Северной префектуры. По словам Ару, работодатели нашли решение для проблемы нехватки рабочей силы, вызванной войной в Украине, в лице граждан стран Средней Азии. «Они хотят работать в сфере строительства, в обрабатывающей промышленности, но мы часто обнаруживаем, что у них нет достаточной квалификации, чтобы вообще работать в Эстонии. Бывает, например, они собираются работать в сфере транспорта, но случается, что вообще не умеют водить машину», – говорит Ару, обращая внимание на то, что местные стартапы, предлагающих возможность работать на основе приложений типа Wolt и Bolt, являются значительным фактором, привлекающим граждан этих стран. «Вы можете зарабатывать тысячи евро в месяц, не зная языка и не имея профессиональных навыков. Это заставляет людей приезжать за тысячи километров», – объясняет Ару.

По словам прикладного эксперта Северной префектуры Пяртеля Прейнвальтса, полиции очень трудно отправить этих людей обратно на родину, если они находятся здесь нелегально. «У нас нет сотрудничества в области правосудия с этими странами риска. Эти страны не хотят принимать своих людей обратно», – говорит Прейнвальтс. Он предупреждает, что опасность, связанная с миграцией, подобна медленно растущей опухоли: «Мы не заметим ее, пока она не настигнет нас. Я имею в виду, что это может замечать полиция, но очень трудно ощутить это в обществе». Мартин Арпо предупреждает, что если нынешняя тенденция сохранится, то через десять–двенадцать лет речь может идти о более чем сотнях тысяч граждан стран зоны риска, проживающих здесь.

По словам Индрека Ару, предприниматели иногда легкомысленно относятся к приглашению на работу людей из проблемных стран. «Один работодатель думал, что пригласит 56 узбеков на сбор клубники на лето. При дальнейшем рассмотрении выяснилось, что ему нужно на десять сотрудников меньше, но он рассчитывал на то, что половина приглашенных просто исчезнет или перейдет на другую работу. Работодатели, наверное, не задумывались, что принесет обществу приезд в Эстонию иностранных рабочих с совершенно другими ценностями и религиозными убеждениями», – говорит Индрек Ару.

Исламский центр на улице Кеэвизе.
Исламский центр на улице Кеэвизе. Фото: «Täistund»

Исламские законы считаются главенствующими над государственными 

«Последователи фундаментального ислама безусловно почитают исламские законы выше государственных», – указывает Мартин Арпо на одну из серьезных проблем, которые могут сопровождать рост мусульманских общин. Ринго Рингвеэ, советник отдела по делам религий Министерства внутренних дел, указывает на журнал на эстонском языке, издающийся Эстонским исламским собранием, где описывается деятельность, приемлемая для мусульман, но являющаяся преступной в соответствии с законодательством Эстонии.


В номере журнала «Отношения между мужьями и женами» в случае развязного или упрямого поведения женщины разрешается давать ей легкую пощечину или наносить удар, не оставляющий следов. При наказании детей рекомендуется выбирать для удара ладони или ноги.

«Это следование традиционной практике, приемлемой в определенном обществе, но в нашем обществе подобное наказуемо», – говорит Рингвеэ, подчеркивая, что далеко не все мусульмане здесь следуют этим наставлениям.

«К сожалению, многие из этих текстов написаны на эстонском языке», – говорит Пяртель Прейнвальтс. Примечательна и рекомендация, данная в журнале, не звонить по номеру экстренной помощи 112 в случае бытовых конфликтов, а разрешать их в общине. Это уже происходило и в Эстонии. Мартин Арпо приводит пример, когда дочь из одной семьи отказалась носить традиционный мусульманский головной убор, а ее отец применил к дочери насилие, и были заметны телесные повреждения. Однако полиция не могла разрешить ситуацию, так как вину взял на себя несовершеннолетний брат девушки, и вся семья подтвердила его вину.

Исламский центр на улице Кеэвизе.
Исламский центр на улице Кеэвизе. Фото: «Täistund»

Второе поколение может оказаться наиболее проблемным

По словам Ринго Рингвеэ, войны между бандами, убийства чести и взрывы бомб, которые уже происходят в Финляндии, Швеции и Дании, показывают, что самой большой проблемой для общества является второе поколение мигрантов. «В Финляндии, где в течение пары последних лет возросла преступность среди молодежи иммигрантского происхождения, признают, что знали, что что-то подобное начнет происходить в Финляндии, но не верили, что это начнется так быстро. Однако эти процессы могут быть очень быстрыми, а последствия неожиданными», – говорит Ринго Рингвеэ. Даже сегодня в Эстонии семейная миграция стала основным основанием для получения вида на жительство вместо работы или учебы.

По словам Мартина Арпо, заместителя генерального директора Полиции безопасности, с интеграцией связан еще один важный вызов, помимо обучения языку и местным обычаям. «Чтобы с самого начала было ясно, что законы эстонского государства должны соблюдаться в эстонском государстве. Если этого достичь не удастся, то в будущем неизбежны более серьезные проблемы и случаи с более серьезными последствиями», – говорит Мартин Арпо.

Ходатайствуют о получении визы все чаще

Количество выходцев из Центральной Азии, получивших разрешение на краткосрочное трудоустройство за год увеличилось в четыре раза. В прошлом году, по данным Департамента полиции и погранохраны, краткосрочные рабочие визы были выданы 4428 гражданам стран Центральной Азии.

Зарегистрированные в 2022 граждане из стран риска, получившие разрешение на кратковременное трудоустройство.

Подано ходатайств/из них удовлетворенных

Узбекистан 4103/2834

Кыргызстан 877/658

Таджикистан 772/531

Казахстан 410/341

Туркменистан 82/64

На сегодняшний день зарегистрировано 9204 гражданина из стран риска, проживающих здесь.

Наверх