Политики уже дискутировали о том, что Латвия была слишком уступчива к бизнес-интересам «Газпрома» в Латвии. Принимая во внимание тесную связь «Газпрома» с режимом Кремля, можно сделать допущение, что и эти деньги позволят России укрепить производство оружия для продолжения войны в Украине.
Gaco - важное для национальной безопасности Латвии предприятие, оно единственное обеспечивает разделение природного газа в стране. Компания была создана в 2017 году, когда разделили Latvijas gāze, чтобы предотвратить многолетнюю монополию на рынке. Появились Conexus, который управляет латвийской системой магистральных газопроводов и Инчукалнским подземным газохранилищем, и Gaso.
Ранее Gaso на сто процентов принадлежало Latvijas gāze, в котором, в свою очередь, среди крупнейших акционеров с 34 процентов акций значится российский «Газпром». 16 процентов принадлежат Itera Latvija.
Владельцы Itera Latvija - две иностранные компании - Inter Energia Holding принадлежит Юрису Савицкису, в свою очередь, Itera Latvija с 66 процентами контролирует Davonte Holding Limited. Он через посредника принадлежит еще одному российскому гиганту природных ресурсов «Роснефть», исполнительный директор которого Игорь Сечин находится под санкциями, так как является тесным соратником Путина.
Летом прошлого года Сейм внес поправки в закон о национальной безопасности, которыми запретил российским и белорусским компаниям приобретать важные для национальной безопасности Латвии предприятия. Кроме того, граждане России потеряли право голоса в предприятиях, при посредничестве которых у них есть влияние на важные для национальной безопасности компании, например, Gaso. Это означает, что с июня прошлого года люди «Газпрома» и Itera влиять на деятельность Latvijas gāze или Gaso не могли. Отдельные политики тогда раскритиковали Латвию за слишком мягкий подход.