Насколько независима наша внешняя политика и зашла ли Эстония слишком далеко с упреками в адрес союзников насчет недостаточной поддержки Украины? Велика ли вероятность скорого перемирия в Украине и ухода американской мощи из Европы?
На вопросы Rus.Postimees отвечает покинувший две недели назад пост министра иностранных дел и один из опытнейших эстонских политиков Урмас Рейнсалу («Отечество»).
– Грустно ли было уходить с этой должности?
– Ну конечно, есть какое-то сентиментальное чувство. Так всегда, когда переходишь на новую должность, и, наверное, у всех людей. Это река истории, сейчас она очень бурная, и мы являемся ее частью в разных ролях - будь ты журналист, министр иностранных дел, житель Украины, русский, эстонец, американец... Нынешние события имеют особый исторический вес для населения Центральной и Восточной Европы: то, каким будет ход войны, каким станет международное распределение сил, и каким будет практическое осуществление принципов международного права.
– Поговорим о вашей работе министра во время войны. Запад поначалу оставил Украину практически в одиночестве. Джо Байден тогда подчеркнул, что «Джавелины» они отправили, а ничего другого не дадут. Вполне вероятно, что это основывалось на распространенном в кругах западных разведок убеждении, что Украина изнутри слишком слаба. Но в действительности произошло нечто совсем иное – Украина начала крайне интенсивно сражаться. Можем ли мы в этой ситуации говорить, что Запад совершил моральное преступление?
– Да. Я думаю, так и есть. Я думаю, что это его ответственность или даже вина: чтобы не допустить этой войны, было сделано недостаточно. Ей позволили начаться, не устрашали агрессора достаточно сильно, и позволили начаться не просто вторжению, а организации геноцида в современной Европе. Эту вину разделяет вся, скажем так, коллективная элита Запада. И это с моей стороны сейчас не какие-то академические упреки, что, мол, сделали недостаточно, а настоящий, с точки зрения морали, первородный грех, и с этой точки зрения было бы честным задаться вопросом, делается ли достаточно сегодня. И ответ опять будет отрицательным: нет, для поддержки Украины и скорейшего завершения войны делается недостаточно.