/nginx/o/2023/05/22/15340080t1he73a.jpg)
- Программа действий правительства смешивает конкретные обещания с невнятными рассуждениями
- Наиболее ясно описано поле деятельности министра финансов и министра обороны
- Министры соцдемов и «Ээсти 200» должны постараться, чтобы было что предъявить
Программа действий правительства на 2023–2027 годы, которая была подписана правительством на прошлой неделе, подтверждает то, что коалиция хочет сделать за четыре года. По сути, его можно было бы назвать и «четырехлетним планом за два года», потому что цели после 2025 года не намечены.
Возможно, что это указывает на трудности в планировании будущих действий. Трудно заглянуть дальше определенного временного горизонта.
Возможно, в этом есть и доля реализма, ведь, хотя название программы действий относится к 2023–2027 годам, опыт Эстонии показывает, что в действительности коалиции так долго не живут. Или даже если есть вероятность сохранить коалицию, в какой-то момент медовый месяц закончится, и старые соглашения придется пересматривать.
Программа действий нового правительства представлена в канцелярском стиле, но если копнуть глубже, то все же можно получить представление о том, что важно и актуально в глазах действующей власти, а что нет.
Говоря упрощенно: важны, неотложны и конкретны безопасность и налоги – области управления министра обороны Ханно Певкура (Партия реформ), министра иностранных дел Маргуса Цахкна («Ээсти 200») и министра финансов Марта Вырклаэва (Партия реформ). Важны и срочны, но не столь конкретны зеленая переворот, энергетика и климат. То есть сфера задач министра по вопросам климата Кристена Михала (Партия реформ). А дальше все остальное – большинство задач всех остальных министерских направлений сформулированы в программе действий гораздо более расплывчато (а-ля «проанализируем и сделаем предложения»).
Прямые цели
При анализе программы действий правительства по министрам программа действий министра финансов представляется наименее сбалансированной. Полушутя, можно сказать, что уже в этом году министр финансов Вырклаэв должен выполнить 90 процентов запланированной работы, включая все важные вещи, такие как налоговые изменения и экономия. После этого Вырклаэв сможет расслабиться, вытянуть ноги, и перенимать директивы Европейского cоюза и проводить различные анализы.
На этом фоне оппозиция, наверное, отчасти права в том, что хотя налоговые изменения были оформлены как законопроекты, и коалиция подтвердила, что их можно обсуждать и вносить поправки в Рийгикогу, то на самом деле эти вещи уже до такой степени определены программой действий правительства, и сроки установлены (следует осуществить не позднее июня), что какое бы обсуждение ни состоялось, оно будет скорее видимостью.
Помимо Вырклаэва, у Певкура и Цахкна есть и прямые цели: три процента на государственную оборону, поддержка Украины, членство Украины в НАТО и Евросоюзе, санкции против России. Также будет выяснено, кто входит в круг самых важных друзей Эстонии. Министр иностранных дел должен составить программу действий по укреплению эстонско-американских отношений. Крайний срок – ноябрь 2023 г. И аналогичные программе по укреплению отношений для Германии (крайний срок март 2024 г.), Польши (май 2024 г.) и Франции (ноябрь 2024 г.).
Это не значит, что разговоры об анализе и программах действий ни к чему не приводят. В руках опытных министров это может стать и острым оружием.
Сравнить конкретность с невнятностью можно по частям программы действий правительства, касающимся Министерства обороны и Министерства внутренних дел. В то время как у Певкура есть конкретные сроки, цифры и бюджет – ему не нужно добиваться денег от правительства – сфера внутренней безопасности для министра внутренних дел Лаури Ляэнеметса (Социал-демократическая партия) сформулирована довольно расплывчато. «Обновление программы развития», «подготовка программы обучения», «намерение разработать», «анализ и предложения» и так далее, страница за страницей, выглядит перечисление задач Министерства внутренних дел.
Это не значит, что разговоры об анализе и программе действий ни к чему не приводят. В руках опытных министров это может стать и острым оружием. Можно вспомнить время работы Евгения Осиновского (Социал-демократическая партия) на посту министра здравоохранения и труда. За долгие годы министерство подготовило и утвердило целый пакет программ развития, но никто их не реализовал, потому что это, ну, просто какие-то программы развития. Но Осиновский достал их из ящика стола и принялся воплощать в жизнь.
Компетентность подвергнется испытанию
С помощью аналитики можно что-то сделать, а можно и оставить неосуществлённым. Например, в программе действий правительства говорится: «К концу 2023 года мы проведем анализ финансирования здравоохранения с целью обеспечения более комплексного финансирования и устойчивости системы здравоохранения, чем раньше. Мы найдем пути привлечения привлечение денег частных инвесторов в здравоохранение». Когда месяц назад было обнародовано коалиционный договор, Postimees предсказал, что, поскольку претворять в жизнь фразу «привлечение денег частных инвесторов» будет министр здравоохранения Рийна Сиккут (Социал-демократическая партия), эти возможности для частного финансирования не будут найдены.
Похоже, это так и складывается. Вчерашний Eesti Päevaleht сослался на недавно проведенный анализ устойчивости системы здравоохранения, и, как и можно было ожидать, деньги были найдены отовсюду, но не в частном секторе. «Частное медицинское страхование поглощает ресурсы и еще больше снижает доступность медицинской помощи», – добавила и сама Сиккут.
Если постараться предугадать, мы увидим политическую напряженность уже осенью этого года, при формировании госбюджета, когда у министров спросят, что они сделали.
В любом случае это станет проверкой политического мастерства всех тех министров (Ляэнеметс, Сиккут, региональный министр Мадис Каллас (Социал-демократическая партия), Михал и др.), которые не получили достаточно четких целей, конкретного и гарантированного финансирования. Поскольку министры Партии реформ более опытны, чем в среднем, и они также пользуются поддержкой премьер-министра Кая Каллас, работа именно министров от «Ээсти 200» и социал-демократов окажется более сложной.
Если постараться предугадать, мы увидим политическую напряженность уже осенью этого года, при формировании госбюджета, когда у министров спросят, что они сделали. Что еще вы можете предъявить, кроме «мы подготовили анализ и внесли предложения»?
Политика на первом месте
Ровно за неделю до утверждения программы действий правительства на 2023–2027 годы правительство также подписало стратегическую программу действий «Эстонии 2035». Напоминаем, что «Эстония 2035» – это более масштабная стратегия, в которой записаны долгосрочные цели и деятельность Эстонского государства.
Составление этой программы началось в 2018 году (при первом правительстве Юри Ратаса (Центристская партия)), было завершено и принято в 2021 году (при первом правительстве Каи Каллас). Другими словами, документ дорабатывался в течение длительного периода времени при участии нескольких коалиций. По сути, составлен сверху до низу под предводительством официальных лиц. При этом объемный и солидный, проделана большая работа.
Если сравнить программу действий правительства и стратегию «Эстония 2035», то, конечно, становится ясно, что из этого важнее другого: программа действий правительства, конечно. В программу действий также включены отсылки на программу «Эстония 2035», если они устраивают правительство. И при этом не учитывается все то, что не устраивает правительство, или против чего правительство выступает.
Это показывает старое противоречие в управлении Эстонским государством. Всегда стараются создавать долгосрочные стратегии, прикладывая старания с привлечением сторон и самоотдачей. Так родился программа «Эстония 2035». Но когда дело доходит до действий, программа правительства всегда оказывается важнее, а коалиционное соглашение еще важнее.
Оно выражает политическую волю. То, что точно написано в коалиционном соглашении, точно написано и в программе действий правительства. То, что осталось неясным в коалиционном соглашении, остается неясным и в программе действий правительства.