Проблему с нефтегазовыми доходами на встрече с Владимиром Путиным признал глава Минфина Антон Силуанов. «Пока мы видим, что они с учетом конъюнктуры, с учетом всех дисконтов пока отстают от плана», - сказал министр.
За первые четыре месяца этого года падение нефтегазовых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составило 52 процентов (2,5 трлн рублей). В результате дефицит бюджета достиг 3,4 триллиона рублей, что уже на 400 млн больше запланированного дефицита на целый год. Всего за 2023 год Минфин планировал получить 8,9 триллиона рублей нефтегазовых доходов, то есть за четыре месяца отставание от плана составляет примерно 600 миллиардов рублей.
Санкции на нефть и нефтепродукты отрезают Россию от сверхприбылей, которые она получала в 2022-м из-за роста цен, отмечает в разговоре с «Новой-Европа» директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. При этом, хотя доходы от нефти и нефтепродуктов в этому году значительно меньше, чем в прошлом, в первом квартале они были всё еще больше, чем в 2021-м.
Ясной картины того, что будет с нефтегазовыми доходами до конца года, нет, отмечает Буклемишев. Ситуация будет зависеть от цен на рынке, новых санкций и действий российского правительства.
Кроме того, по оценке ряда экономистов, Россия накопила около 100 млрд долларов теневых резервов. Это треть доходов российских компаний от экспорта за прошлый год: они инвестированы в различные активы и хранятся в банках за рубежом, в том числе в Европе. Они накопились за счет того, что реальная стоимость российской нефти была выше, чем та, по которой компании платят налоги в бюджет.
«Например, при дисконте в 20 долларов, как правило, только 5 долларов идет на скидку продавцу, остальная часть распределяется еще на два направления. Первая - это возросшие расходы на транспортировку нефти в Азию, а вторая идет трейдерам, поскольку большая часть нефти перепродается через посредников. По распространенному предположению, российские компании контролируют существенную часть фрахта и трейдинга за границей. Получается, что цена отгрузки, на которую ориентируется при налогообложении Минфин, - это не вся выручка компаний», - говорит Белогорьев.
Сейчас эти деньги используется для оплаты параллельного импорта, оружия, а также могут быть переведены в Россию, если государство введет дополнительные налоговые сборы, говорил «Новой-Европа» экономист Олег Ицхоки.