- Вы недавно сказали в эфире Vikerraadio, что ваши коллеги в Европе знали, что Россия представляет собой угрозу, но «политические решения - это совсем другое дело». Почему так получилось, что политики не прислушались к этим контрразведкам?
- Причин было много разных, на обобщениях тут далеко не уедешь. Нельзя сравнивать Финляндию, Германию и, например, Францию, у которых очень разный исторический опыт с Россией. Безусловно, очень сильно повлияли коммерческие интересы.
Самое главное, что у руководства Германии, вероятно, была уверенность, что, покупая газ и нефть у России, строя трубопроводы, можно взять на поводок Россию, что она будет зависеть от европейских денег. К сожалению, это оказалось ошибкой. Думаю, было много разных причин вроде жадности, глупости и невежества.
- Украинские аналитики сообщают, что сейчас ФСБ проводит серьезную работу, чтобы в очередной раз раскачать венгерский сепаратизм в Закарпатье. Нет ли аналогичных признаков работы ФСБ в Эстонии?
- Ничего подобного мы не видим сейчас. Ближе всего к этому мы были в 1993 году, когда была попытка организовать референдум об автономии в Ида-Вирумаа. Были некоторые персонажи после Бронзовой ночи, которые рисовали здесь «карты Ида-Вирумаа», но это были всякие забавные персонажи, к которым серьезно не относились.
Сейчас ничего такого нет. Разумеется, КаПо должна все время следить, чтобы подобного и не произошло, но я не думаю, что у нас есть достаточно людей, которые были бы готовы поддержать что-то подобное.