«Предположим: у супругов имеется совместный жилищный кредит, но они больше не живут вместе, при этом только один из супругов возвращает кредит банку. Считается, что он все еще делает это за счет совместного имущества», – привел Уйбомяэ пример несправедливой ситуации, которая может возникнуть, если супруги не обговорили все важные вопросы.
Помимо совместного имущества и раздельности имущества существует и третий, менее известный выбор – взаимозачет прироста имущества.
Если, как правило, в случае общности имущества понятно, что она связывает супругов экономически, а раздельность имущества означает, что супруги независимы друг от друга в имущественном плане, то модель взаимозачета прироста имущества не столь однозначна.
Согласно взаимозачету прироста имущества, в качестве раздельного имущества рассматривается все имущество супругов, которым соответствующий супруг вправе пользоваться и распоряжаться как единоличный собственник. При этом сделки с жильем требуют согласия другого супруга, независимо от того, кому принадлежит жилье.
Помимо непосредственно имущества, в данном случае раздельным остается и большинство обязанностей супругов. «Эффекты взаимозачета прироста имущества проявляются прежде всего при прекращении имущественных отношений, когда оценивается стоимость совокупного имущества, основного имущества и приращенного имущества супругов. Обычно это происходит при разводе, однако взаимозачет прироста имущества может быть прекращен и брачным контрактом, при заключении которого супруги договариваются о других имущественных отношениях», – добавил Уйбомяэ.
Как оценивается стоимость совокупного имущества, основного имущества и приращенного имущества?