Птичий мотив находит продолжение в заключительной картине, когда над сценой нависают огромные когти хищной птицы. Невозможно принять их за лапки голубя, воплощения Святого Духа, который спустился с небес, чтобы снять заклятие и вернуть прежний облик маленькому брату Эльзы, превращенному злыми чарами в лебедя.
Тем более, что тон последней картины – не радостный. Несмотря на воинственное ликование хора и короля:
Heil deinem Kommen, teurer Held!
Die du so treulich riefst ins Feld,
die harren dein in Streites Lust,
von dir geführt, des Siegs bewusst..
(О, славный рыцарь, счастлив будь!
Прими войска, – и добрый путь!
Все ждут тебя и рвутся в бой, –
Прославь победой нас, герой!)
Может быть, в этой жажде битвы и крови – разгадка нависших над сценой хищных когтей? И – в прозвании короля. Генрих Птицелов был типичным феодалом-завоевателем, агрессором, он закогтил и аннексировал многие земли и правил железной рукой. Естественно, что такому королю не может служить рыцарь Грааля: идеальная природа рыцаря слишком чиста и светла, чтобы ужиться с подобными людьми. Даже возлюбленная, которую он спас, не выдерживает испытания. Он надеялся, что Эльза будет верить в него, не требуя ни объяснений, ни оправданий, но человеческое, слишком человеческое в ней взяло верх. Рыцарь видит, что люди не могли и не захотели понять его стремлений, направленных ко всеобщему счастью. Напротив, они вовлекают его в войну. Ему остается только признаться в своем мистическом происхождении и вернуться на гору Монсальват, где рыцари Грааля охраняют священную чашу.
Постановка Национальной оперы проникнута горькими размышлениями о несовершенстве человечества на протяжении всей его историей. И все составляющие спектакля и великолепное исполнение музыки Вагнера оркестром и солистами убедительно раскрывают грандиозный и сложный замысел режиссера.