«Когда суд вам говорит, что можно не пускать [адвоката], то никакие обоснования уже не нужны. Уже первое решение суда развязало им руки окончательно», – считает адвокат.
Четыре раза Навальный жаловался на ненадлежащие условия содержания: в холодное время года ему не выдали теплые ботинки; в одной из камер ШИЗО, где он сидел, не было унитаза; в комнате для приема пищи не было воды и канализации. Здесь суд тоже не нашел нарушений со стороны колонии.
«В ста процентах случаев, которые были и будут, суд будет вставать на сторону колонии. Независимо от того, какого качества и количества доказательства мы представим, нас пошлют», – заявляет Федулов.
Тем не менее, несмотря на судебные отказы удовлетворить иски Навального, руководство колонии все-таки частично выполняет его требования или улучшает условия пребывания, говорит Федулов. В этом и есть логика постоянно подавать к колонии иски. «Во время суда, после суда что-то красят, что-то разрешают, передают. Не в рамках процесса. Выигрывать суды мы не должны, но польза, безусловно, от этого есть», — заявляет Федулов.
Спор о ручках и карандашах в Верховном суде
Заявление Алексея Навального, которое рассматривают в Верховном суде, отличается от жалоб на руководство колоний. Если в районных судах Навальный просит оспорить конкретные действия конкретных сотрудников ФСИН, то Верховный суд он просит признать недействительными два пункта из правил внутреннего распорядка колоний, утвержденных Министерством юстиции. Навальный просит отменить положения правил, которые ограничивают заключенных в пользовании письменными принадлежностями – ручками, карандашами и бумагой.